От редакции: Свойства маятника

И нужны не только слова, чтобы поверить, что речь действительно идет о смене вектора экономической политики, а не о попытке “расслабить” бизнес перед новым раундом энергичного прессования.

Либеральное крыло правительства сейчас встало во главе курса на нормализацию ситуации с налогообложением бизнеса в стране. Ими выдвинуты (и вроде бы одобрены президентом Владимиром Путиным) поправки в законы, ограничивающие права налоговиков в части выездных и повторных проверок, доначислений налогов за прошлые периоды, схем возврата НДС. Более того, уже заморожены законопроекты о трансфертных ценах и аффилированных лицах – слишком много прав они дают налоговикам. А рабочая группа совета по конкурентоспособности обсуждает также и варианты снижения налогового бремени в целом. Более того, министр финансов Алексей Кудрин уже заявил, что есть возможность такого снижения в объеме до 500 млрд руб. в 2006–2008 гг.

Но давняя беда российского инвестклимата не столько налоговое бремя, сколько нестабильность и запутанность налоговой системы. До принятия Налогового кодекса налогообложение в России регулировалось множеством законов, постановлений и правовых актов, которые часто менялись. Исследования инвесткомпаний показывали, что инвесторов это волновало больше, чем собственно размер налогового бремени.

Старая проблема вернулась на новом витке. Теперь беда не в нормах законодательства, с которыми все стало понятнее, а с практикой их применения налоговиками. Именно по этой причине российская экономика за какой-то год превратилась, по замечанию Александра Шохина, в минное поле. При этом “подрыв на мине” чреват доначислением налогов и штрафов на заоблачные суммы. Появившаяся благодаря НК относительная стабильность налоговой системы быстро рухнула под творческим натиском налоговых органов.

Свежий пример такого “креатива” – письмо ФНС, фактически отменяющее имущественный вычет при продаже гражданами ценных бумаг.

При том что подобные поправки в НК еще только обсуждаются в Думе, налоговики уже в июне выпустили упомянутое письмо, творчески трактуя законодательство. Этот шаг наносит удар не только по гражданам, вложившим средства в ценные бумаги, но и по всему финансовому сектору. И без того невысокая при нынешних рисках привлекательность фондового рынка для граждан снижается еще сильнее, ограничивая капитализацию всего рынка.

Смущает продолжающееся раскачивание маятника в отношениях власти и бизнеса. Главное свойство маятника в том, что он качается. А хотелось бы именно четкости курса. Едва ли Кремль и правительство можно обвинить в непонимании последствий “жесткой линии” для инвестиционного климата и экономического роста. Возникает вопрос: почему же разумные шаги не были сделаны раньше и что изменилось сейчас? Интересно, что похожая ремиссия, пусть и не столь резкая, наблюдается и в политической сфере: либеральные поправки президента в законы о митингах и противодействии терроризму (отмена ограничений для СМИ), одобренные Кремлем поправки в закон о выборах депутатов, частично восстанавливающие их связь с избирателями.

Нет уверенности, что это не очередная спецоперация – временное отступление для снятия накала страстей. Ведь параллельно идут эксперименты с назначением глав муниципалитетов и принимается новая редакция закона о конкуренции, способная, по оценкам экспертов, стать столь же мощным оружием давления на бизнес, как ФНС и прокуратура.