От редакции: Услышать бизнес

На 1 февраля 2005 г. в стабилизационном фонде правительства сконцентрировалось более 674 млрд руб. Ожидания в момент принятия закона о стабфонде были гораздо – а именно в 2,5 раза – скромнее.

Заминка с реализацией идеи досрочного погашения внешнего долга и резкий рост накоплений в стабфонде привели к том, что эти накопления стали все сильнее привлекать общественный интерес. А предложения по их использованию становятся все привлекательнее. Последний пример – поддержанная премьером идея снижения НДС с 18% до 13% уже с 2006 г. Есть признаки, что и Кремль одобряет эту инициативу. Возникающие потери бюджета в 308 млрд руб. (с учетом отмены льготной ставки в 10%) предлагается покрыть из стабфонда в части, превышающей 500 млрд руб., обещая при этом ускорение темпов экономического роста на 1,5–2% ВВП в год. Но это обещание без гарантий, а средства стабфонда невосполнимы.

Является ли предложение премьера оптимальным для экономики? Если налоги снижаются для бизнеса, то стоило бы посоветоваться с бизнесменами. И такие консультации идут – в понедельник на заседании рабочей группы совета по конкурентоспособности представители бизнеса и Минфина обсуждали варианты либерализации налоговой политики в России.

На первое место бизнес поставил вопросы улучшения налогового администрирования, в том числе по НДС, и здесь план действий определен. А по вопросу снижения ставок рассматривалось несколько вариантов – снижение ставки НДС до 13–15%, снижение ставки налога на прибыль до 20%, восстановление инвестиционной льготы по этому налогу и, наконец, снижение ставки ЕСН до 15%.

По словам Александра Шохина, председателя Координационного совета предпринимательских союзов, к следующему заседанию совета по конкурентоспособности (оно пройдет в конце февраля) каждый вариант снижения ставок должен быть просчитан с точки зрения его влияния на темпы экономического роста и доходы бюджета. Почему бы не дождаться расчетов и вместе с представителями бизнеса не выявить лучший вариант?

Кроме того, идея премьера противоречит самой идее стабфонда – доходы от продажи невосполнимых природных ресурсов не должны тратиться на текущее потребление. Это был бы прецедент “распечатывания” неприкосновенного запаса. Да и принцип кривой Лаффера (рост поступлений при снижении ставки налога) проявится, по оценкам экспертов, лишь через 12–18 месяцев, да и то при условии нормального налогового администрирования (очень актуально в случае с НДС) и отсутствия новых примеров давления силовиков на бизнес. А вот проблемы с бюджетом проявятся сразу.

Наконец, аналитики говорят, что если правительство хочет облегчить налоговое бремя за счет стабфонда, то правильнее было бы уменьшить отчисления в этот фонд. Для этого можно повысить уровень цены нефти, при котором средства направляются в стабфонд. Сейчас это $20/баррель, между тем средняя цена Urals в 2004 г. составила $34,5/баррель, а в 2005 г. падения цен не ожидается.

При этом Минфин, глава которого Алексей Кудрин пошел на прямой конфликт с премьер-министром из-за его инициативы по НДС, отчасти сам подготовил подобное развитие событий. Хотя постановление правительства об инвестировании средств стабфонда в валютные облигации с рейтингом ААА было подписано более четырех месяцев назад, договор с ЦБ о доверительном управлении средствами стабфонда не подписан и средства стабфонда до сих пор не размещены. Получается, что этими проволочками министерство само создало себе проблемы.

Мотивы премьера понятны: его постоянно обвиняют в отсутствии “прорывных” идей и торможении реформ. Он хочет показать свою активность в деле удвоения ВВП. У него будет такая возможность – в середине марта на суд правительства должны вынести предложения по либерализации налогового администрирования и согласованные с бизнесом варианты снижения налогового бремени на экономику. Важно, чтобы сегодняшний конфликт премьера с Минфином и Минэкономразвития не помешал сделать реальные шаги, способные в перспективе подстегнуть развитие экономики.