От редакции: Дорого и еще дороже

В споре о том, как поддержать увядающий рост экономики, глава Минэкономразвития Герман Греф назвал средства, предложенные премьер-министром (в том числе снижение НДС), краткосрочными. Нужны институциональные реформы, благоприятный инвестклимат и антимонопольное регулирование, перечислил министр долгосрочные приоритеты.

В помощь реформаторам Всемирный банк выпустил доклад о цене важнейших реформ для бюджета России. По оценке ВБ, суммарные расходы России на проведение двух ключевых реформ – госслужбы и ЖКХ – составят 209 млрд руб. в ценах 2004 г. (1,25% ВВП). С учетом затрат на пенсионную систему расходы составят до 2,35% ВВП.

Многие эксперты считают оценки Всемирного банка заниженными. Но ВБ попробовал подсчитать и цену замораживания преобразований и выяснил, что оно, вероятнее всего, обойдется дороже, чем сами реформы. Если ничего не делать, но при этом сохранять сегодняшнее соотношение пенсий и зарплат, то придется уже в скором времени пойти либо на снижение пенсий, либо на повышение пенсионного возраста до 65 лет, либо тратить на пенсионную систему до 3% ВВП в год. В общем, реформы – это дорого, но отказ от них еще дороже.

Реформы распадаются на три группы по характеру требуемых бюджетных расходов. В первой группе те, которые требуют финансирования лишь на начальном этапе, или те, которые обеспечивают экономию бюджетных средств, компенсируя постоянные затраты на их проведение. Примерами могут быть единый госэкзамен в вузы (затраты на организацию госэкзамена компенсируются снижением затрат на собственно вступительные экзамены) и пенсионная реформа (создание накопительной части приведет к дефициту системы, который придется покрывать из бюджета или путем снижения пенсий; но по мере начала работы накопительной части нагрузка на бюджет будет уменьшаться).

Вторая группа – реформы, требующие долговременного финансирования, как, например, реформа госслужбы. По расчетам авторов доклада, ежегодные расходы бюджета на реализацию этой реформы составят порядка 0,9–1,3% ВВП. Деньги пойдут на увеличение зарплаты госслужащих при сокращении их численности, переподготовку кадров. Без этого будет трудно радикально повысить эффективность гражданской службы в России. Ее коррумпированность и неэффективность являются сегодня одним из основных препятствий на пути модернизации страны.

Наконец, третью группу составляют реформы, которые сокращают расходы бюджета и не требуют дополнительных затрат. Примером, по мнению специалистов ВБ, может быть реформа коммунальной сферы. Отмена субсидирования ЖКХ и предоставление целевых субсидий нуждающимся могут сэкономить средства бюджета. А через систему управленческих контрактов, ориентированных на результат, и концессии в сфере коммунальных услуг можно привлечь в инфраструктуру ЖКХ частные инвестиции. Это сняло бы с бюджета нагрузку на реабилитацию коммунальной инфраструктуры.

При этом даже если сами реформы непосредственно не требуют значительных расходов, деньги могут потребоваться на систему мотивации местных властей, на пилотные проекты и проведение реформ в регионах. В свете того что в ряде регионов наблюдается фактический отказ от монетизации льгот, рекомендация кажется очень разумной.