Стоп-кран

Нет, каково это – значиться вторым в иерархии государства, а в собственном правительстве чувствовать себя… Не совсем, конечно, пешкой, но и не лидером, не безусловным авторитетом. Мало того что подчиненные министры Греф и Кудрин могут через голову премьера общаться с Путиным, так они еще и пренебрегают заданием – найти для экономической программы до 2008 г. источники удвоения ВВП. Терпеть дальше такую фронду Михаил Фрадков не стал. Он завернул Минэкономразвития “среднесрочку” и ему же вместе с Минфином поручил посчитать сценарий развития экономики на 2006 г. по сниженной до 13% ставке НДС. Добивая оппонентов, премьер, вопреки сложившейся практике, поставил себя во главе бюджетной комиссии, отодвинув на вторые роли Кудрина с Грефом.

Теперь, как минимум, до июля правительство будет сверять свой маршрут по “плану действий”, который придется составить Минэкономразвития. Он выглядит как суррогат среднесрочной программы. Переход кабинета на запасную колею приведет к резкому усилению аппарата Белого дома. Он наверняка поправит “план действий” и уже на правах соавтора сможет оперативно воздействовать на текущую деятельность правительства. Надо думать, что скорость прохождения и содержание документов будут выдержаны в нужном Фрадкову духе.

Наблюдавшие за заседаниями правительства видели, как потел премьер, стремясь на равных дискутировать с Кудриным и Грефом. Это тяжело, если у вас разный профессиональный язык, экономический багаж и охват тем. Поставив себе на службу аппарат, Фрадков отчасти компенсирует этот дисбаланс. За премьером же по статусу последнее слово, и вкупе это позволит ему “напрягать”, как он любит выражаться, ситуацию. Метод нехитрый, напоминающий тренерскую накачку перед матчем. Но это иногда помогает, когда хочешь доказать, “кто в лавке хозяин”, или выжимаешь из министра нужный процент экономического роста.

Возвышая аппарат, Фрадков не только укрепляет персональные позиции. Попутно он торпедирует две идеи административной реформы Дмитрия Козака. Во-первых, превращение министров в политических назначенцев с реальными полномочиями и ответственностью. Сейчас сильно разгуляться министрам премьер не даст. Во-вторых, аппарату отводилась роль сугубо экспертного органа. Теперь же белодомовский штат, видимо, превратится в инструмент борьбы с министерским дисcидентством. Внешне это напоминает период премьерства Касьянова, когда он энергично натравливал аппарат на “продукцию” ведомств Грефа и Кудрина. Приходившие оттуда проекты – той же среднесрочной, налоговой реформы – тоже переписывались. И ничего вроде бы страшного, экономика довольно динамично шла вверх. Однако есть принципиальное отличие того перетягивания каната от нынешнего расклада. Касьянов гнул свою линию и через аппарат проводил альтернативные решения. Он брал руль на себя, будучи уверен, что знает логику и потребности развития экономики. Фрадков после казусов монетизации почти не верит экономическому блоку. Боязнь новых ошибок может убить всякий креатив в правительстве, аппарат станут использовать как стоп-кран реформ.