От редакции: Призрак дефицита

Финансовое состояние России не позволит радикально снизить налоги, и в частности НДС. Хуже того, страна может столкнуться с бюджетным дефицитом в размере 500 млрд руб. уже в 2006 г. Такой неожиданный ответ получил премьер-министр Михаил Фрадков от министра финансов Алексея Кудрина, которому было поручено оценить бюджетные последствия снижения ставки НДС в 2006 г. с 18% до 13%. При нынешнем уровне цен на сырье угрозы Кудрина кажутся преувеличенными, но к министру стоит прислушаться.

Бюджет-2005, как и предыдущие четыре сверстан с профицитом, хотя вопрос о целесообразности его сохранения дискутируется давно. Профицитом предполагалось пожертвовать ради налоговой реформы, связанной со снижением ЕСН.

Российская фискальная политика начинает напоминать свой американский аналог – госрасходы растут, а налоговые доходы снижаются. Снижение в 2005 г. ставки ЕСН и активно лоббируемое премьером Фрадковым радикальное снижение НДС с 18% до 13% создает реальную опасность. При всех минусах неблагоприятного для бизнеса администрирования и криминала вокруг необоснованного возмещения этого налога плюс его в том, что он мало зависит от колебаний цен на сырье и обеспечивает немалую долю доходов бюджета. Радикальное снижение НДС пробьет дыру в бюджете, которую придется затыкать деньгами стабфонда, а вот подстегнет ли это экономический рост – вопрос, тем более что для бизнеса налоговое администрирование важнее ставок.

Одни только пожарные меры по латанию дыр реформы по монетизации льгот потребовали более 130 млрд руб., а все дополнительные затраты на эту реформу только в 2005 г. эксперты оценивают в 200–300 млрд руб. сверх запланированных в бюджете 301 млрд руб. Параллельно правительство индексирует зарплаты федеральных бюджетников в 1,2 раза и обещает удвоить их к 2008 г. А снижение ставки ЕСН с 2005 г. проделало в бюджете Пенсионного фонда России дыру размером, по разным оценкам, от 150 млрд до 280 млрд руб.

Возникают “фискальные ножницы” – расходы растут, доходы падают. Чтобы снижать налоги, мы должны урезать госрасходы, а сейчас это, видимо, невозможно – отчасти по политическим соображениям, отчасти из-за реформ. Доклад Всемирного банка о реформах в России показывает, что, как бы ни были дороги реформы, отказ от них еще дороже. Монетизация льгот чрезвычайно важна, и связанные с ней расходы, пусть даже и выросшие из-за неудачной практической реализации, – это инвестиции в будущее.

Всего за четыре года президентства Джорджа Буша-мл. США прошли путь от бездефицитного бюджета до рекордного дефицита $427 млрд, или 3,5% ВВП. Россия не может себе позволить ничего подобного – мы не можем занимать в таких же объемах и по таким ставкам, как США. Тот же путь мы можем пройти быстрее, и кончится все куда хуже. Министр Кудрин понимает, что, когда дефицит станет реальным, может быть уже поздно, поэтому начинает бить тревогу уже сейчас. Хотя, по мнению многих экспертов, пока есть лишь предпосылки к возникновению дефицита бюджета в будущем.