Статья опубликована в № 1319 от 04.03.2005 под заголовком: ВЕЩЬ НЕДЕЛИ: Копейка будущего

Копейка будущего

У менеджеров российских продовольственных компаний все чаще появляется возможность стать миллионерами. Один из совладельцев сокового комбината “Лебедянский” выделил пакет акций для опционной программы поощрения высших управленцев: десяток менеджеров смогут в 2008 г. выкупить эти акции по копейке за штуку – т. е. фактически заработать всю стоимость акций в момент выполнения опциона.

Менеджерам обещано 0,6% акций комбината. По прогнозам аналитиков, через два года они, возможно, будут стоить $6 млн – неплохая сумма на десятерых. Прогноз основывается на предположении, что при сохранении темпов роста бизнеса весь “Лебедянский” будет в 2008 г. стоить $1 млрд. Опцион является недвусмысленным предложением менеджерам поработать над увеличением капитализации компании.

В этом месяце “Лебедянский” готовится разместить свои акции на бирже. Если комбинату удастся разместиться по запрошенной им цене в $34,78–38,46 за акцию, его капитализация составит $710–785 млн.

Аналитики инвесткомпаний не выражают и тени сомнения в том, что акции “Лебедянского” расхватают как горячие пирожки. Их не смущает даже то, что удачное размещение сделает “Лебедянский” равным по капитализации конкурирующему “Вимм-Билль-Данну” – компании, состоящей из пары десятков комбинатов с оборотом, превышающим $1 млрд против менее чем $400 млн у “Лебедянского”. Оптимизм аналитиков основан не столько на прогнозах роста рынка (по разным оценкам, продажи соков будут в ближайшие годы расти на 7–10% в год), сколько на интересе инвесторов к продовольственной отрасли. “У рынка большой аппетит на компании в этом секторе” – этот комментарий “Атона”, пожалуй, является лучшим обобщением мнений инвесткомпаний. Инвесторам рынок интереснее едва ли не больше, чем компания, в которую они собираются вложить деньги.

Но если так, вопрос, удастся ли руководству “Лебедянского” существенно поднять капитализацию за несколько лет после размещения, становится неопределенным. Стартовые позиции у комбината неплохи: он захватил лидерство в соковом сегменте, демонстрирует хорошую прибыльность, в отличие от “Вимм-Билль-Данна”, его бизнес сосредоточен на более узком участке фронта, что подразумевает высокую концентрацию усилий управленческой команды. Но не получится ли так, что все эти его привлекательные качества будут сполна оплачены инвесторами в момент размещения, а потом наступит разочарование?

В документах “Лебедянского” упомянуто, что опцион для топ-менеджеров может быть и не выполнен – если показатели комбината окажутся ниже запланированных. Такой исход не кажется невероятным. Ведь акции того же “Вимм-Билль-Данна” стоят сейчас дешевле, чем во время прошедшего несколько лет назад размещения.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать