От редакции: Дело за малым

В пылу борьбы вокруг налоговых проблем, вокруг сотен миллиардов рублей, выпадающих из бюджета в случае снижения ставки, к примеру НДС, мы опять забыли о малом бизнесе. И мировая практика, и плоды трудов российских предпринимателей демонстрируют, что малый бизнес вполне способен быть локомотивом ускорения экономического роста.

Несмотря на то что США ассоциируются с известными брэндами и большими корпорациями, американская экономика держится на малом бизнесе. На 22 миллионах малых предприятий. В США и Западной Европе в малом бизнесе занято от 50% до 75% трудоспособного населения. Этот сектор приносит более 50% ВВП. В России, по данным Росстата, – 5,75 млн субъектов малого предпринимательства: 950 000 малых предприятий и 4,8 млн предпринимателей без образования юрлица. В малом бизнесе занято 17–19% трудоспособного населения и производится всего 11–13% российского ВВП.

Малому бизнесу у нас никогда не было легко, ведь он напрямую сталкивается с низовой, бытовой коррупцией, которой больше всего в госорганах. И тем не менее предприниматели выживают и развиваются. После введения в действие специальных режимов налогообложения – упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход – сразу стали расти число малых предприятий и занятость в этой сфере (на 11,7% и 3% соответственно). А рост объема производства товаров и услуг в секторе в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составил 33%.

Тем удивительнее, что власти остались глухи к предложениям малого бизнеса относительно проекта главы 26 Налогового кодекса. Ни одно из важнейших предложений предпринимателей – повысить порог оборота для системы упрощенного налогообложения до 50–60 млн руб. с нынешних 15 млн, разрешить платить НДС при упрощенной схеме, отменить необходимость вести бухучет для тех, кто платит налог на вмененный доход, – не вошло в одобренный правительством проект. Все, что получили малые предприниматели, – порог упрощенной системы на уровне 20 млн руб. даже без обещаний индексировать его по инфляции, чуть расширенный список затрат, относимых на себестоимость, и отмену обязательности кассовых аппаратов для режима вмененного дохода.

В результате отраслевая структура малого бизнеса оказывается искажена в сторону более гибких торговли и общепита (доля – 50%) в ущерб производству (13%), строительству (13%), транспорту (3%), науке и IT (3%). Такой структурный дисбаланс, естественно, ограничивает потенциал роста малого бизнеса в стране.

Может быть, Минфин опасается, что крупные компании будут распадаться на малые части и уходить в режим упрощенного налогообложения? А разрешение платить НДС может помочь неправомерному возмещению НДС? Аргументы спорные уже потому, что налоговая оптимизация сегодня – дело опасное. Более того, получается, что малый бизнес платит за неспособность чиновников должным образом администрировать НДС и бороться с криминальными схемами по его возмещению.