От редакции: Не царское дело

По проекту распоряжения президента уже с 1 января 2006 г. губернаторы смогут управлять недрами, водными и лесными ресурсами и решать проблемы землеустройства. К ним же отойдут вопросы контроля и надзора в сфере занятости, образования и здравоохранения, экологический надзор, а также содержание и эксплуатация федеральных автодорог. При этом на региональный уровень перейдет лишь та часть полномочий, которой сейчас наделены региональные же подразделения федеральных министерств и ведомств. А выдавать лицензии на разработку крупных, например нефтяных, месторождений будет по-прежнему федеральный центр.

Разграничение полномочий – это самый сложный вопрос федерализма, и вокруг него всегда неизбежны сомнения и споры. Грубо говоря, в проекте распоряжения президента его помощник попытался отделить “царское дело” от “нецарского”. Есть базовые вещи, без которых единство страны в принципе невозможно, – единые денежная и налоговая системы, правоохранительные структуры, судебная власть, почтовая связь и пр. При этом принято считать, что федерализм как правовой институт имеет смысл только в том случае, если субъекты федерации в состоянии удовлетворить элементарные потребности населения, проживающего на их территории. Сейчас это невозможно. Если губернатор захочет, например, серьезно модернизировать региональный аэропорт и найдет потенциальных инвесторов, готовых вложиться в создание аэровокзала, грузовых терминалов и прочей инфраструктуры международного уровня, проект в любом случае не сдвинется с места до тех пор, пока московские чиновники и депутаты не выделят деньги на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, принадлежащей федеральному центру.

И даже если у региона есть на это собственные средства, их все равно придется потратить на взятки московским чиновникам, без согласия которых к полосе просто не подойти.

Региональные власти не могут влиять и на систему образования, и складывается парадоксальная ситуация, когда крупные региональные вузы учат студентов одному, а крупным региональным работодателям требуется от них совершенно другое. В итоге бизнес платит налоги, которые тратятся на никому не нужное образование, выпускники университетов сидят без работы, а на предприятиях не хватает специалистов.

В ведении федерального центра находятся и более приземленные вопросы. Губернаторы не в состоянии даже самостоятельно решить проблему вывоза мусора, поскольку лицензированием соответствующих служб занимается федеральный центр. Региональные власти при всем желании не могут решить проблему давно заброшенного федерального долгостроя на своей территории. В курортных районах масса полуразрушенных санаториев, которые занимают дорогостоящую землю, портят пейзаж и не приносят в бюджет никаких налогов. Черноморские и прочие пляжи тоже в исключительном ведении центра – региональные власти не могут сдавать их в аренду и поддерживать на прибрежной территории элементарный порядок.

Основной аргумент противников расширения региональных полномочий сводится к тому, что губернаторы и приближенные к ним чиновники будут постоянно нарушать федеральное законодательство (например, природоохранное) и что новые функции дадут им новые возможности для коррупции. Но федеральную прокуратуру, которая должна за всем этим следить, никто пока не упразднял. К тому же проведенная реформа региональной власти фактически вписала губернаторов в федеральную вертикаль исполнительной власти. Главы субъектов Федерации не выбираются, а назначаются и снимаются президентом и в этом смысле не сильно отличаются от федеральных чиновников. Теория и практика управления учит, что глупо поручать крупной единице то, что вполне может сделать более мелкая. Правда, проконтролировать 89 мелких единиц все-таки нелегко, и перед авторами реформы неизбежно встанет вопрос об укрупнении регионов. Но это уже другая история.