От редакции: Кисельные берега

А гвоздем программы станет так называемая Олимпийская река. По задумке организаторов она превратится в главную транспортную артерию города – почти все олимпийские объекты будут расположены по ее берегам, и, чтобы доехать, например, от новой Олимпийской деревни до спорткомплекса в Крылатском, потребуется всего 10 минут. По словам вице-мэра Валерия Шанцева, столичные власти построят специальный флот, каждому судну присвоят имя олимпийского чемпиона, а все они смогут перевозить от 60 000 до 100 000 пассажиров в сутки. Для сравнения – московские трамваи ежедневно перевозят 1,8 млн, троллейбусы – 2,7 млн, а автобусы – 8 млн пассажиров. По мысли организаторов, расположение олимпийских объектов вдоль одной транспортной артерии – это мощное конкурентное преимущество Москвы. Действительно, в городах-соперниках спортивные сооружения расположены гораздо менее компактно.

Но беда в том, что против Москвы играет целый набор совсем других факторов. Если рассматривать города как наборы услуг и сравнивать их по соотношению цена – качество, то Москва – даже с Олимпийской рекой – сильно уступит всем остальным претендентам. В списке самых дорогих городов мира по версии консалтинговой фирмы Mercer Human Resource Москва занимает сейчас 2-е место в Европе и 3-е – в мире (после Лондона и Токио). Мадрид находится на 61-й позиции, Нью-Йорк – на 12-й, а Париж – на 17-й. Но, обгоняя трех из четырех соперников по дороговизне, российская столица катастрофически отстает от них по качеству жизни. В опубликованном вчера тем же агентством Mercer рейтинге качества жизни за 2005 г. российская столица переместилась с 162-го места на 170-е, уступив Хараре, Лахору и Сан-Сальвадору.

“Это изменение связано с растущими опасениями по поводу терроризма и с внутренними проблемами вокруг национальных СМИ и цензуры”, – говорится в сообщении Mercer. При этом Париж занимает в том же списке 31-ю строчку, Лондон и Нью-Йорк – 39-ю, а Мадрид – 42-ю (для определения качества жизни эксперты анализируют 39 критериев, включая политическое, социальное и экономическое развитие, общественный транспорт и городскую инфраструктуру, медицину, уровень безопасности и пр.). А по показателю личной безопасности Москва вообще находится глубоко внизу списка – на 198-м месте из 215. Эксперты Standard & Poor’s считают, что Москве и Мадриду будет труднее всех привлечь инвестиции в олимпийские проекты. “Лондон, Париж и Нью-Йорк могли бы выполнить инвестиционные планы с меньшими усилиями, чем два других города”, – говорится в отчете S&P.

Сможет ли Москва опередить более благополучных претендентов, выяснится 6 июля 2005 г. в Сингапуре. Но стоит ли непременно привязывать проекты по улучшению транспортной инфраструктуры города к Олимпиаде? Может быть, речной трамвай с остановками у Центра международной торговли, Белого дома, мэрии, Киевского вокзала, Новодевичьего монастыря, “Лужников”, Воробьевых гор, Фрунзенской набережной, Нескучного сада, Парка культуры, Центрального дома художника, храма Христа Спасителя, Театра эстрады, Кремля, храма Василия Блаженного, гостиницы “Россия” и пр. пригодился бы и москвичам? Сейчас по этому маршруту летом ходят только речные трамвайчики с интервалом в два часа и билетами по 200 руб. И если столичные власти всерьез намерены построить целый олимпийский флот, то очевидно, они надеются найти ему применение и после Олимпиады, т. е. на экологичный и не зависящий от “пробок” общественный транспорт есть и внутренний спрос.