От редакции: Стратегический голод

В последнее время трудно было избавиться от ощущения, что политическая власть считает финансовый рынок чем-то маргинальным и практически ненужным для страны. Сказали одно – растет; сделали все наоборот – падает. Частных инвесторов настолько мало, что этого пренебрежения важнейшим инструментом развития общество не замечает. Какая разница?

Посылая позитивный сигнал экономике, Федеральная служба по финансовым рынкам представила стратегию развития подведомственного ей сектора. Здесь важно уже то, что рынку отводится ключевая роль в стимулировании экономического роста.

При этом стратегия фактически констатирует разобщенность и недостаточную скоординированность усилий госорганов в деле стимулирования развития рынка. Это и может стать главным препятствием на пути реализации идеи.

ФСФР остается последовательным сторонником создания единого мегарегулятора финансовой сферы. Подотчетны ему должны быть все секторы рынка, а организация должна сочетать в себе функции министерства (регулирование), службы (надзор) и агентства (оказание услуг). Уже сегодня таким набором функций обладают и сама ФСФР, и Центробанк. Необходимость единого органа диктуется как усложнением самого финансового рынка, происходящих на нем процессов, так и диверсификацией бизнеса финансовых институтов. Но в стратегии ФСФР особо отмечается, что ни один орган исполнительной власти, основанный на принципе единоначалия, не может стать таким мегарегулятором, так как последний должен обладать оперативной независимостью, коллегиальными органами управления и принятия решений, финансовой автономией. Нужен специальный закон, чтобы создать российский аналог британской Financial Services Authority.

Судьба стратегии развития финансового рынка станет индикатором отношения властей к институтам рыночной экономики, а также продемонстрирует способность правительства координировать работу ведомств для достижения долгосрочных целей. Ведь сегодня разные куски рынка помимо ФСФР регулируются еще ЦБ, Минфином и Пенсионным фондом России. И действия всех этих госорганов нередко противоречат интересам развития финансового рынка в целом. Вспомним, как исключением из накопительной системы граждан, родившихся до 1967 г., была фактически сведена на нет пенсионная реформа, на пути которой и так было выставлено множество препятствий. Или разногласия Минфина и Минэкономразвития по поводу увеличения финансирования ипотечных программ АИЖК. Да и внесенная в правительство более полугода назад стратегия развития банковского сектора, которая, кстати, должна дополнять стратегию ФСФР, не принята до сих пор.