От редакции: Заземление вертикали

Демонстрация августейшего гнева по телевизору – красивый сигнал. Вопрос в том, насколько успешно он будет транслирован вниз по свежеотструганной вертикали. Вроде бы в том и должна быть ее функция – помимо собственно контрольной – быстро передавать нужные послания сверху вниз.

Владимир Путин на встрече с членами правительства позавчера оговорился, назвав “вакханалией” и “издевательством над людьми и здравым смыслом” процесс регистрации предприятий. Реформа системы регистрации предприятий, проведенная Минэкономразвития еще в 2002 г., признана успешной не только чиновниками, но и независимыми наблюдателями. Так что, вероятнее всего, имелась в виду ситуация с получением лицензий и разрешений.

Если сравнить процесс вхождения в бизнес с полосой препятствий, то регистрация предприятия – лишь небольшой бугорок на старте. Настоящие препятствия, частокол с колючей проволокой – это система лицензий, многочисленных разрешений и согласований по всякому поводу. Преодоление его – это “хождение по мукам и по взяткам”, по выражению представителей малого бизнеса. И здесь все остается по-прежнему. Теперь наконец-то после выступления президента региональные власти должны, по идее, броситься облегчать жизнь малому бизнесу.

Но ведь они знают, что приоритет для Кремля – политическая лояльность. Знают о короткой скамейке запасных президента и понимают, что за недостаточное развитие малого бизнеса никаких оргвыводов не последует.

Практически ничего, помимо президентских эмоций, не свидетельствует о приоритетности для власти вопросов развития малого бизнеса. Это видно и по формальным признакам – в России нет даже рамочного закона о малом бизнесе, который бы декларировал его важность для государства.

Пытаясь воздействовать на чиновников, предприниматели показывают им вырезки из выступлений Путина по поводу малого бизнеса. Но выступление – не закон и не указ.

Кроме того, сегодня проблемами малого бизнеса в правительстве занимается лишь Минэкономразвития. А во Франции, например, есть министерство малого бизнеса и ремесленничества, с которым согласуются многие инициативы правительства.

На этом фоне контрастом выглядит исход дела с поправками в главу 26 Налогового кодекса о налогообложении малого бизнеса. Минфин отклонил важнейшие инициативы малых предпринимателей – расширение границ режима упрощенного налогообложения, возможность при этом режиме платить НДС и др. – на том основании, что они могут создать крупным компаниям лазейки для минимизации налогов. Малые предприниматели платят за неспособность чиновников качественно выполнять свою работу – собирать налоги. На практике вопросы сбора налогов с крупного бизнеса признаны более важными, чем развитие малого и среднего бизнеса.

Вспомним, что Минсвязи составило новый перечень лицензионных условий в пользу госмонополиста “Ростелекома” так, что фактически поставило под вопрос существование целого сектора малого бизнеса, занимающегося IP-телефонией. Минсельхоз тоже делает ставку на крупные агрохолдинги. Другие отраслевые министерства не могут похвастать наличием проработанных программ развития малого бизнеса в своей сфере. Чиновникам Минэкономразвития, которые остаются практически один на один с проблемой, трудно сдвинуть дело с мертвой точки.

Ситуация с малым бизнесом похожа на историю с финансовым рынком – для развития и той и другой сферы нужно признание их приоритетности на уровне документов и дел. А эмоциональные сигналы президента просто скользят по проводу вертикали вниз и успешно заземляются.