От редакции: Бюджетная медитация

Нерасчетливые обещания повысить пенсии и зарплаты бюджетникам поставили российский бюджет в сложное положение. Уже в следующем году придется выбирать между пополнением стабфонда и бездефицитным бюджетом.

Проблема непомерных социальных обязательств, давящих на экономику, – один из главных вызовов для новых властей в Киеве. Президентские выборы дорого обошлись бюджету и экономике Украины. В пылу политической борьбы премьер-министр Виктор Янукович с сентября 2004 г. почти удвоил пенсии более чем 11 млн пенсионеров. Первым результатом популизма стал резкий скачок инфляции – по итогам 2004 г. она составила 12,3% против прогноза в 9,5%. Долгое эхо чувствуется до сих пор: в январе – феврале 2005 г. инфляция уже составила 2,7%. При этом только за январь – сентябрь 2004 г. госдолг Украины вырос на 5,1% (или на $750 млн). А ведь еще в марте 2004 г. Международный валютный фонд оценивал дефицит бюджета Украины в 1,8% ВВП.

Не желая учиться на ошибках соседей (у них же нет такого нефтяного экспорта), российский премьер-министр пообещал к середине 2008 г. удвоить пенсии и зарплаты бюджетникам. Это было реакцией на протесты льготников – расчетов тогда еще не было. Теперь расчеты появились – только повышение номинальных зарплат (без пенсий) будет стоить бюджету 250–400 млрд руб. в год. С учетом затрат на покрытие дефицита Пенсионного фонда и инвестрасходов правительства бюджет-2006 будет дефицитным. По мнению части чиновников, проблему можно решить, прекратив пополнение стабфонда.

Есть старинная государственная мудрость: тратить нужно не больше, а лучше. Работа по повышению эффективности бюджетных расходов уже идет. Есть соответствующая комиссия с вице-премьером Александром Жуковым во главе. Разрабатываются показатели для оценки эффективности расходов, идет работа над повышением прозрачности и качества управления федеральными целевыми программами. В отдельных регионах – Карелии, Чувашии, Вологодской области – по инициативе снизу уже внедрены схемы финансирования по результату, отрабатываются системы оценочных показателей.

Но эта работа только началась, результатов еще нет. А значит, сотни миллиардов рублей соцрасходов будут распределяться в рамках нынешней, сметной, системы. Это при том, что руководители бюджетных учреждений сегодня даже не могут сократить штат, чтобы повысить зарплату лучшим сотрудникам. В результате допрасходы бюджета скорее всего будут размазаны тонким слоем по стране и обесценены ростом инфляции, вызванной этими же самыми расходами (см. опыт Украины).

Повышение эффективности госрасходов невозможно без реформы систем образования и здравоохранения, без перехода на иные принципы управления госфинансами. Все эти три реформы плотно взаимосвязаны и затрагивают интересы миллионов людей. Как показала монетизация льгот, сырьевые сверхдоходы государства – это уникальный ресурс для проведения реформ, для оперативного исправления неизбежных ошибок и недочетов. Истратив этот ресурс сейчас на выполнение опрометчивых обещаний, мы рискуем лишиться возможности улучшить всю социальную систему государства в будущем.