От редакции: Пенсионный гром

Правительство столкнулось с кризисом пенсионной системы. Пока это лишь “тренировка” – кризис рукотворен и его вполне можно решить при нынешних рекордных ценах на нефть. Но он заставляет вспомнить о неизбежном будущем и печальной судьбе пенсионной реформы.

Дефицит Пенсионного фонда России (ПФР) в 2005 г. был ожидаем. На его покрытие должны были пойти 83 млрд руб. из резервов ПФР, накопленных в профицитные 2000–2002 гг., и еще 75 млрд руб. из стабфонда. Но повышение пенсий из-за протестов в связи с монетизацией льгот увеличило дефицит ПФР до 190 млрд руб. А неожиданно низкие сборы единого соцналога, за счет которого финансируется ПФР, – по итогам двух первых месяцев 2005 г. план недовыполнен на 5,6 млрд руб. – вызвали опасения, что дефицит станет еще больше.

Нынешние проблемы ПФР стали результатом совпадения нескольких факторов, в том числе незапланированного роста пенсий и непродуманной налоговой политики. Однако пенсионной системе грозит совсем другой, демографический кризис, вызванный неизбежным старением населения. С 1990 по 2002 г. число работников на одного пенсионера сократилось с 2,28 до 1,74. В обозримом будущем, а по некоторым оценкам речь идет уже о 2015 г., число работников и пенсионеров сравняется. Это приведет к коллапсу пенсионной системы.

В 2002 г. власти попытались перейти к комбинированной пенсионной системе, состоящей из страховой части, которой распоряжается государство, и накопительной, которой распоряжаются сами работники, получившие право выбирать, куда ее инвестировать, чтобы обеспечить прибавку к госпенсии. Однако процент отчислений в накопительную часть был установлен на очень низком уровне. Если, например, в Казахстане отчисления в накопительную часть составляют 10% от зарплаты, а в Польше – 7,3%, то в России – 4%. При такой схеме, по оценкам Всемирного банка, отчисления на накопительную пенсию составили бы к 2040 г. не более 28% от совокупного размера пенсии. То есть пенсионеры будущего окажутся все так же критически зависимы от государства.

Причем эта зависимость лишь усиливается. Ради снижения единого соцналога с 2005 г. правительству пришлось исключить из накопительной пенсионной системы граждан старше 1967 г. рождения, а для остальных отложить на 2008 г. повышение планки отчислений в накопительную часть с 4% до 6%. Не помогли реформе и провал ее информационного обеспечения, и всяческие препятствия передаче пенсионных накоплений граждан частным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

При этом правительство, видимо, считает пенсионную реформу удачно завершенной: о работе над ошибками и продолжении реформы речь не идет. А зря. Неожиданный рост дефицита ПФР дает некоторые представления о том, что нас ожидает уже в обозримой перспективе.

Сегодня правительство сохраняет рычаги контроля над ситуацией – можно улучшать собираемость налогов, использовать деньги стабфонда. Но сохранятся ли эти рычаги в будущем? Правительству стоит подумать о настоящей пенсионной реформе, пока для этого еще есть время и ресурсы.