От редакции: Либермиллер

Председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер на полном серьезе предлагает правительству отказаться от государственного регулирования цен на газ уже с 2006 г. И премьер Михаил Фрадков вроде бы даже не возражает – во всяком случае, называет “тенденцию на либерализацию” верной. Теперь монополия разрабатывает “особые биржевые технологии”, которые позволят потребителям покупать у монополиста газ по “конкурентным” ценам. При этом населению, бюджетникам и ЖКХ Миллер готов сохранить фиксированные тарифы.

Экономисты в один голос утверждают, что никакой либерализации цен, конечно, не произойдет. Потому что нет в природе таких “биржевых технологий”, которые способны создать конкурентный рынок при монопольном продавце и покупателях, которые отказаться от предлагаемого им товара ни при каких обстоятельствах не могут. По самым скромным подсчетам, отмена госрегулирования приведет к росту цен раза в полтора (иначе “Газпрому” просто незачем огород городить), что автоматически повысит издержки РАО “ЕЭС России”, производителей металла, РАО “РЖД” и далее по цепочке. Дойдет и до населения, бюджетников и ЖКХ – с той лишь разницей, что платить вдвое больше нужно будет не за газ, а, например, за свет.

Тем не менее чиновники полны оптимизма. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил агентству AK&M, что очень рад “такому заявлению Алексея Миллера и положительной реакции на это заявление премьер-министра Михаила Фрадкова”. При этом Артемьев оговорился, что биржевая площадка для торговли газом должна быть “неаффилирована” с “Газпромом” и что создавать ее нужно непременно с участием независимых поставщиков газа. Все это, конечно, правильно, но было бы еще лучше, если бы независимые поставщики могли каким-то образом довезти свой газ до потребителя, но никаких предложений по поводу доступа потенциальных конкурентов “Газпрома” к его трубе Миллер пока не озвучивал.

Более того, обсуждение вопроса о реструктуризации монополии на заседании правительства переносится уже не первый год и, по последним данным, намечено на 28 июня. Если разделение монополии на газодобывающую и газотранспортную составляющие когда-нибудь все-таки произойдет и если в результате реформы независимые компании смогут составить “Газпрому” сколько-нибудь ощутимую конкуренцию, о целесообразности дальнейшего госрегулирования цен можно будет поговорить. Разумеется, с сохранением и при необходимости усилением других антимонопольных механизмов.