Статья опубликована в № 1340 от 05.04.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Уговор дороже

От редакции: Уговор дороже

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Обнародованный проект изменений правил возмещения налога на добавленную стоимость стал неприятным сюрпризом для предпринимателей. Учитывая промежуточный характер документа, у властей остаются время и возможность все исправить. Но почему такие документы, пусть даже промежуточные, вообще появляются?

Тема взаимоотношений бизнеса и государства в налоговой сфере не случайно является сейчас одной из самых важных. Налоговое законодательство и его “творческое”, избирательное применение стали основным инструментом давления властей на бизнес и передела собственности в пользу избранных компаний. На этом фоне недавнее обещание президента Путина уменьшить срок исковой давности по приватизационным сделкам с 10 до трех лет выглядит впечатляюще, но не вселяет уверенности и спокойствия в сердца предпринимателей.

Бизнес хочет поменять правила налоговой игры – сделать их более ясными и максимально конкретными. “Резиновые”, нечеткие нормы Налогового кодекса, в частности касающиеся налоговых проверок и правил возмещения НДС, превратились в главную угроза бизнесу. В конце января 2005 г. на заседании совета по конкурентоспособности при правительстве бизнесмены прямо потребовали обуздать пыл налоговиков. Скептики говорили тогда, что неопределенность выгодна властям, а реакции на демарш не будет.

Но реакция была и оказалась вполне конструктивной. Появилась совместная рабочая группа из чиновников и предпринимателей, которая за месяц сумела согласовать предложения по улучшению налогового администрирования в части проверок и возврата НДС, а также сформировала несколько предложений по снижению налогов. Вопрос снижения налогов позже увяз в бесконечных спорах, а вскоре и вовсе был снят с повестки дня – бюджету 2006 г. грозит дефицит.

Однако рекомендации рабочей группы чиновники Минфина, занятые подготовкой поправок в Налоговый кодекс, похоже проигнорировали. Их законодательная инициатива нарушила все достигнутые договоренности и, более того, способна еще больше ухудшить условия ведения бизнеса в стране. В Минфине говорят, что документ предварительный, надо дождаться финальной версии. Но на его предварительный характер нельзя списать тот факт, что после многих недель заседаний, обсуждений и согласований на всех уровнях, включая и президентский, он оказался именно таким.

Версии экспертов о причинах случившегося расходятся. Возможно, все дело в плохом менеджменте – исполнители не поняли, что от них требуется. Возможно, что это осознанная перестраховка Минфина, напуганного перспективой утраты финансовой стабильности и опасениями налоговиков, что они не смогут наладить должный контроль в рамках выгодных бизнесу правил.

Независимо от причин вероятность нарушения уже достигнутых соглашений – плохой сигнал для бизнеса. Если дело в менеджменте – это еще полбеды, хотя еще раз заставляет задуматься о качестве госуправления. Но если договоренности с бизнесом по налогам будут принесены в жертву социальным обещаниям, то вопрос о доверии в отношениях власти и предпринимателей можно будет считать закрытым: диалог невозможен. Остается надеяться, что власть это понимает.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more