От редакции: Уговор дороже

Обнародованный проект изменений правил возмещения налога на добавленную стоимость стал неприятным сюрпризом для предпринимателей. Учитывая промежуточный характер документа, у властей остаются время и возможность все исправить. Но почему такие документы, пусть даже промежуточные, вообще появляются?

Тема взаимоотношений бизнеса и государства в налоговой сфере не случайно является сейчас одной из самых важных. Налоговое законодательство и его “творческое”, избирательное применение стали основным инструментом давления властей на бизнес и передела собственности в пользу избранных компаний. На этом фоне недавнее обещание президента Путина уменьшить срок исковой давности по приватизационным сделкам с 10 до трех лет выглядит впечатляюще, но не вселяет уверенности и спокойствия в сердца предпринимателей.

Бизнес хочет поменять правила налоговой игры – сделать их более ясными и максимально конкретными. “Резиновые”, нечеткие нормы Налогового кодекса, в частности касающиеся налоговых проверок и правил возмещения НДС, превратились в главную угроза бизнесу. В конце января 2005 г. на заседании совета по конкурентоспособности при правительстве бизнесмены прямо потребовали обуздать пыл налоговиков. Скептики говорили тогда, что неопределенность выгодна властям, а реакции на демарш не будет.

Но реакция была и оказалась вполне конструктивной. Появилась совместная рабочая группа из чиновников и предпринимателей, которая за месяц сумела согласовать предложения по улучшению налогового администрирования в части проверок и возврата НДС, а также сформировала несколько предложений по снижению налогов. Вопрос снижения налогов позже увяз в бесконечных спорах, а вскоре и вовсе был снят с повестки дня – бюджету 2006 г. грозит дефицит.

Однако рекомендации рабочей группы чиновники Минфина, занятые подготовкой поправок в Налоговый кодекс, похоже проигнорировали. Их законодательная инициатива нарушила все достигнутые договоренности и, более того, способна еще больше ухудшить условия ведения бизнеса в стране. В Минфине говорят, что документ предварительный, надо дождаться финальной версии. Но на его предварительный характер нельзя списать тот факт, что после многих недель заседаний, обсуждений и согласований на всех уровнях, включая и президентский, он оказался именно таким.

Версии экспертов о причинах случившегося расходятся. Возможно, все дело в плохом менеджменте – исполнители не поняли, что от них требуется. Возможно, что это осознанная перестраховка Минфина, напуганного перспективой утраты финансовой стабильности и опасениями налоговиков, что они не смогут наладить должный контроль в рамках выгодных бизнесу правил.

Независимо от причин вероятность нарушения уже достигнутых соглашений – плохой сигнал для бизнеса. Если дело в менеджменте – это еще полбеды, хотя еще раз заставляет задуматься о качестве госуправления. Но если договоренности с бизнесом по налогам будут принесены в жертву социальным обещаниям, то вопрос о доверии в отношениях власти и предпринимателей можно будет считать закрытым: диалог невозможен. Остается надеяться, что власть это понимает.