От редакции: Два зайца Грефа

Иногда окрик действует. Спустя буквально три недели после того, как президент вступился за малый бизнес, появился оригинальный проект господдержки малого предпринимательства.

Новая инициатива Минэкономразвития при этом позволяет решить и другую наболевшую проблему – повышение эффективности использования госимущества, которое сейчас находится в распоряжении федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и федеральных госучреждений (ФГУ).

Возможно, это первая ласточка в серии инициатив, которые должны продемонстрировать наличие у правительства системного похода к поддержке малого бизнеса. Фрагментарные меры могут оказаться не столь эффективными.

Сектор госпредприятий – более 8000 ФГУПов и 36 000 ФГУ – это образцовый пример того, насколько плохо государство распоряжается своим имуществом. В 2003 г. убыточными оказались 40% ФГУПов, еще 22% работали без прибыли. Но их приватизация и ликвидация затягивается лично заинтересованными в их существовании чиновниками.

Идея использовать активы убыточного госсектора для развития малого, в том числе инновационного, бизнеса кажется удачной. Малый бизнес в России растет весьма быстрыми темпами – объем производства товаров и услуг в 2004 г. увеличился по сравнению с 2003 г. на 33%. Еще более внушительными выглядят перспективы. Вклад малого бизнеса в ВВП составил всего около 12%, что позволило обеспечить рабочими местами около 18% трудоспособного населения. При этом в США и Евросоюзе эти показатели выше в разы – более 50% ВВП и занятость для 50–75% населения. То есть игра стоит свеч.

А пример Германии, который, возможно, и вдохновил чиновников Минэкономразвития, показывает, что технопарки и бизнес-инкубаторы – не только и даже не столько социальный проект государства. Он еще и финансово выгодный. Бюджетные вложения в создание и обеспечение работы технопарков – качественная инфраструктура, простые и ускоренные бюрократические процедуры, низкая арендная плата – окупаются за счет роста налоговой базы. В Германии это прежде всего подоходный налог, поэтому упор делается на количество созданных тем или иным бизнесом рабочих мест.

Однако технопарк – это не просто здание бывшего НИИ или цеха ликвидированного ФГУПа, а прежде всего благоприятная среда для бизнеса: минимум барьеров, минимум затрат на начальном этапе, все нужное под рукой, включая консалтинговые фирмы и патентные бюро. Критически важно и то, что мощности 392 немецких технопарков и бизнес-инкубаторов сравнимы или даже превосходят объем спроса на них. Это позволяет избежать злоупотреблений чиновниками при “распределении дефицита”, хотя и требует существенных вложений.

Чтобы достичь немецкого идеала, государству нужна более четкая и согласованная политика поддержки малого бизнеса. А до тех пор, пока отдельные усилия Минэкономразвития компенсируются действиями Минфина, отвергающего предложения малого бизнеса в налоговой сфере, едва ли удастся сильно продвинуться вперед. Так и будем топтаться на месте: шаг вперед, два – назад.