От редакции: Заграница поможет

Россия и Парижский клуб стран-кредиторов вот-вот договорятся о досрочном погашении российского внешнего долга на приемлемых для нашей страны условиях. Появилась и идея выплатить эту часть госдолга максимально быстро – за два года вместо трех. Обе сделки с кредиторами, если все получится, могут оказаться более важными для внутриэкономического положения страны, чем для ее международного статуса.

Сценарии развития российской экономики на 2006–2008 гг., одобренные в конце прошлой недели правительством, неоднозначно оценивают не только эксперты, но даже некоторые чиновники. Получившийся документ – это скорее свод пожеланий российской экономике на ближайшие три года. Эти пожелания – плод политического компромисса между представителями либерального и государственнического направлений в правительстве.

В одобренном документе речь идет о двух сценариях. В случае инерционного подхода – не делать ничего – конкурентоспособность экономики падает, инвестклимат не улучшается, ВВП растет в 2006–2008 гг. на 4,5% в год, а инфляция снижается с 7–7,5% в 2006 г. до 4–5% в 2008 г. “Инновационный” же сценарий – госинвестиции в инфраструктурные проекты и реализация отраслевых стратегий – обещает в следующие три года увеличение темпов роста ВВП с 5,9% до 6,2% в год за счет налоговых новаций и роста госинвестиций (на 23% к нынешнему уровню, до 3,7% от ВВП). При этом инфляция будет лишь на 0,5 процентных пункта выше, чем при инерционном сценарии, и снизится, по мнению сценаристов, в 2008 г. до 4–5,5%.

Скепсис у экспертов-экономистов вызвали многие детали сценария. Не раз было подтверждено, что чиновники – плохие инвесторы, поэтому вызывает сомнения, что рост госинвестиций способен добавить 0,4 процентных пункта экономического роста в год. Тем более что отраслевые стратегии и целевые программы для них, которые должны обеспечить “другое качество госинвестиций”, пока не готовы. Сомнителен и эффект от налоговых новаций (0,1–0,2 п. п. по сценарию) – в своем нынешнем виде они скорее повредят бизнесу, чем стимулируют его.

Главная же проблема может быть связана с решением резко повысить цену отсечения для направления средств в стабфонд – до $27 за баррель вместо $25, которые глава Минфина отстаивал как крайний рубеж. Снижение отчислений в стабфонд, по мнению главы Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина и главы ЦБ Сергея Игнатьева, лишает монетарные власти и без того небольших возможностей ограничивать инфляцию за счет изменения кредитных ставок. И это на фоне будущего роста госрасходов и нынешнего инфляционного ралли (5,3% за I квартал 2005 г.).

Несмотря на то, что решение о цене отсечения в $27 уже принято и расчеты о досрочном и ускоренном погашении строятся на этой цифре, наличие конкретных возможностей по уменьшению долгового бремени все же может усилить позиции противников расходования нефтяных сверхдоходов за счет уменьшения отчислений в стабфонд. Ведь по проекту “возврат долга” четко известны необходимые затраты, сроки и экономический эффект – такой же проработкой сегодня не может похвастаться ни один вариант госинвестиций.