От редакции: Кто главный

Вторую монетизацию – т. е. замену деньгами льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг – предлагается отложить, потому что первая напугала. Еще одна – вероятно, более важная – причина, по мнению министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, заключается в невозможности контролировать рост тарифов “Газпрома” и других естественных монополий. И многие чиновники с этим согласны.

В начале года и без того слабое правительство было практически лишено кредита общественного доверия. Не до конца продуманный и плохо реализованный первый этап монетизации льгот не только ударил по льготникам, но и создал коррупционную кормушку в сфере поставок лекарств. Любые инициативы правительства впредь будут восприняты в штыки – и это огромная проблема.

Между тем льготы по оплате услуг ЖКХ имеют специфику, которая облегчает их монетизацию, – возможно, даже имело смысл начать именно с ЖКХ. Персональные счета у всех льготников, ежемесячная переоценка объема предоставляемых льгот, отражающаяся в платежках, наличие в ряде регионов работающих систем адресных субсидий для граждан, в чьих доходах оплата услуг ЖКХ составляет 22% и более, позволяют довольно точно оценить стоимость реформы и дают гарантию, что изменения не станут тяжелым ударом для малоимущих слоев населения. При этом объем предоставляемых сегодня льгот фонд “Институт экономики города” оценивает в 50 млрд руб. в год – цифра не заоблачная, тем более что государство все-таки финансирует примерно половину этой суммы. Конечно, граждан, которые после монетизации обратятся за субсидиями по оплате услуг ЖКХ, станет больше. Депутат Госдумы, бывший министр финансов Михаил Задорнов считает, что необходимо снизить порог для получения субсидий с нынешних 22% до 15%. Но в любом случае едва ли затраты на монетизацию льгот по ЖКХ превысят 100 млрд руб. в год.

Почти в такие же деньги обойдется бюджету 2006 г. обещание премьера удвоить пенсии и зарплаты бюджетников. Эти траты на социальную сферу лишь раскрутят спираль инфляции, которая ударит по тем же бюджетникам и пенсионерам, в том числе и через рост тарифов нереформированного ЖКХ.

Монетизация же льгот по ЖКХ, напротив, создаст условия для прихода в сектор частного капитала и начала модернизации этой, пожалуй, самой “советской” отрасли нашей экономики. В дальнейшем, по оценкам экспертов Всемирного банка, это способно сократить расходы государства на поддержание и реабилитацию инфраструктуры этой отрасли, которая, по данным Росстата, в 2003 г. понесла убытки в 71,4 млрд руб., за которые расплачиваемся все мы.

К сожалению, есть основания опасаться, что сложным структурным реформам, результаты которых проявятся лишь через годы, правительство предпочтет социальный популизм с видимыми, но краткосрочными (пока дорога нефть) результатами. Правительство упорно держится за опрометчивое обещание удвоения к 2008 г. пенсий и зарплат бюджетников, умудряясь свести концы с концами и даже добиваясь профицита бюджета – за счет снижения госинвестиций. Если по одобренному сценарию инновационного развития экономики они должны были вырасти с 399 млрд руб. в 2004 г. до 638–906 млрд руб. в 2008 г., то по финплану Кудрина в 2005 г. они даже снизятся – до 330,8 млрд руб.

Казалось бы, в этом нет ничего ужасного – не только многие эксперты, но и вице-премьер Александр Жуков весьма сдержанно оценивает влияние госинвестиций на рост ВВП, не в последнюю очередь из-за их низкой эффективности. Да и очереди готовых проектов и просчитанных отраслевых стратегий пока тоже не видно. Но в рамках бюджета к госинвестициям относятся также расходы на создание особых экономических зон ($500 млн) и средства на целевую программу “административная реформа” (15 млрд руб.). Последняя критически важна – неэффективное госуправление, пронизанное метастазами коррупции, лишает смысла любые разговоры о модернизации государства и делает ее почти невозможной технически. Доказательство этого – та же монетизация льгот. Понимают ли чиновники, что именно такая политика и ставит под угрозу “сохранение эффективной государственности в пределах существующих границ”, о чем беспокоится глава администрации президента Дмитрий Медведев?