От редакции: Проще простого

Трудно поверить, но некоторые статьи документа возмутили даже главу Центризбиркома Александра Вешнякова, который, впрочем, оказался на пятничном заседании палаты в откровенном меньшинстве. Ни одну из существенных “либеральных поправок”, предложенных представителями “Родины”, КПРФ и независимыми депутатами, Дума не приняла. Новая палата будет избираться исключительно по партийным спискам, а минимальное число партий, необходимое для формирования Госдумы, снижено до двух при 7%-ном барьере прохождения в парламент. По действующему закону их должно быть не меньше четырех, так что на прошлых выборах 5%-ный барьер не был безусловным препятствием и если бы его преодолели, например, лишь две партии, то две следующие прошли бы в палату автоматически.

Почему Кремлю теперь кажется, что даже четыре партии в одном парламенте – слишком много и непредсказуемо, можно объяснить на примере монетизации льгот. “Единороссы” послушно голосовали за реформу, потом послушно брали на себя основной удар недовольных граждан, а потом даже умудрились в некоторых регионах организовать митинги в поддержку замены льгот компенсациями. Тем временем “Родина” как будто бы вышла из-под кремлевского контроля, и ее лидеры принялись сначала голодать прямо в думских стенах, а потом и готовить всенародный референдум вместе с КПРФ и национал-большевиками. Наверное, вкладывая в совместный проект Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина различного рода ресурсы, администрация президента все-таки не рассчитывала на подобный демарш. Надеяться на потенциальную управляемость правых тоже можно с большой натяжкой. Ведь от той же монетизации отвернулся даже СПС, который всю сознательную жизнь ратовал за рыночные реформы.

Понятно, что в таких суровых условиях кроме “единороссов” и ЛДПР в будущий парламент брать решительно некого. Поэтому Борис Грызлов и его подопечные получили, судя по всему, полный карт-бланш на создание избирательной системы “под себя”, и итог их работы ужаснул даже Александра Вешнякова, который числился главным идеологом законопроекта. Чиновник был, например, категорически против исключения из документа “штрафных санкций” за отказ членов федерального списка и первых номеров региональных от мест в Госдуме (в первоначальном варианте законопроекта говорилось, что их мандаты переходят следующей прошедшей в Госдуму партии). И Вешняков, и вторившие ему коммунисты пытались убедить коллег, что включение в списки губернаторов, министров и прочих популярных персонажей, которые сразу после голосования отказываются от депутатского кресла, – это обман избирателей. Но если бы упомянутые штрафные санкции применялись на прошлых выборах, “единороссов” было бы сейчас значительно меньше (в их списках оказалось 34 отказника), и представители думского большинства предпочли мнение главы ЦИК проигнорировать.

Конечно, двухпартийная и абсолютно управляемая Госдума, состоящая исключительно из представителей “Единой России” и ЛДПР, – это пока еще утопия. Другое дело, что пока “Яблоко” и СПС не могут договориться о создании единой партии и спорят об итогах приватизации, депутаты посылают им вполне недвусмысленный сигнал – в двухпартийной Думе даже объединенным правым места может не оказаться. Попасть в Думу третья и даже четвертая партии все-таки смогут – если две “главные” не наберут в сумме 60% голосов, – но для этого нужно прекратить ворошить события 10-летней давности и начать действовать уже сейчас.