Статья опубликована в № 1349 от 18.04.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Проще простого

От редакции: Проще простого

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Трудно поверить, но некоторые статьи документа возмутили даже главу Центризбиркома Александра Вешнякова, который, впрочем, оказался на пятничном заседании палаты в откровенном меньшинстве. Ни одну из существенных “либеральных поправок”, предложенных представителями “Родины”, КПРФ и независимыми депутатами, Дума не приняла. Новая палата будет избираться исключительно по партийным спискам, а минимальное число партий, необходимое для формирования Госдумы, снижено до двух при 7%-ном барьере прохождения в парламент. По действующему закону их должно быть не меньше четырех, так что на прошлых выборах 5%-ный барьер не был безусловным препятствием и если бы его преодолели, например, лишь две партии, то две следующие прошли бы в палату автоматически.

Почему Кремлю теперь кажется, что даже четыре партии в одном парламенте – слишком много и непредсказуемо, можно объяснить на примере монетизации льгот. “Единороссы” послушно голосовали за реформу, потом послушно брали на себя основной удар недовольных граждан, а потом даже умудрились в некоторых регионах организовать митинги в поддержку замены льгот компенсациями. Тем временем “Родина” как будто бы вышла из-под кремлевского контроля, и ее лидеры принялись сначала голодать прямо в думских стенах, а потом и готовить всенародный референдум вместе с КПРФ и национал-большевиками. Наверное, вкладывая в совместный проект Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина различного рода ресурсы, администрация президента все-таки не рассчитывала на подобный демарш. Надеяться на потенциальную управляемость правых тоже можно с большой натяжкой. Ведь от той же монетизации отвернулся даже СПС, который всю сознательную жизнь ратовал за рыночные реформы.

Понятно, что в таких суровых условиях кроме “единороссов” и ЛДПР в будущий парламент брать решительно некого. Поэтому Борис Грызлов и его подопечные получили, судя по всему, полный карт-бланш на создание избирательной системы “под себя”, и итог их работы ужаснул даже Александра Вешнякова, который числился главным идеологом законопроекта. Чиновник был, например, категорически против исключения из документа “штрафных санкций” за отказ членов федерального списка и первых номеров региональных от мест в Госдуме (в первоначальном варианте законопроекта говорилось, что их мандаты переходят следующей прошедшей в Госдуму партии). И Вешняков, и вторившие ему коммунисты пытались убедить коллег, что включение в списки губернаторов, министров и прочих популярных персонажей, которые сразу после голосования отказываются от депутатского кресла, – это обман избирателей. Но если бы упомянутые штрафные санкции применялись на прошлых выборах, “единороссов” было бы сейчас значительно меньше (в их списках оказалось 34 отказника), и представители думского большинства предпочли мнение главы ЦИК проигнорировать.

Конечно, двухпартийная и абсолютно управляемая Госдума, состоящая исключительно из представителей “Единой России” и ЛДПР, – это пока еще утопия. Другое дело, что пока “Яблоко” и СПС не могут договориться о создании единой партии и спорят об итогах приватизации, депутаты посылают им вполне недвусмысленный сигнал – в двухпартийной Думе даже объединенным правым места может не оказаться. Попасть в Думу третья и даже четвертая партии все-таки смогут – если две “главные” не наберут в сумме 60% голосов, – но для этого нужно прекратить ворошить события 10-летней давности и начать действовать уже сейчас.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more