От редакции: Налоговое единение

В Евросоюзе назревает налоговая революция. Крупные компании, работающие одновременно в нескольких странах ЕС, намерены добиваться права покрывать убытки своих подразделений в одних странах за счет прибыли в других. Эта практика, действующая в США, – предмет зависти Европейской комиссии, но национальные правительства пока не желают поступаться налоговой самостоятельностью и частью бюджетных доходов. Тем не менее последние события говорят о том, что со временем им придется уступить.

Британская торговая сеть Marks & Spencer пытается доказать Европейскому суду в Люксембурге, что она вправе покрывать убытки своих европейских подразделений за счет прибыли от операций в Великобритании. Причем генеральный советник суда Мигель Пойарес Мадуро, к мнению которого суд часто прислушивается, уже признал правоту ритейлора.

В делах о европейской налоговой консолидации уже были успешные прецеденты. Как пишет журнал Time, в 2003 г. голландский производитель запчастей Bosal Holding доказал в том же суде, что может принимать к вычету расходы, понесенные в других странах ЕС. Доводы истцов в обоих случаях сводились к тому, что на территории единой Европы транснациональные компании не могут быть ущемлены в правах по сравнению с национальными, которые имеют право на консолидацию. В результате Нидерланды вынуждены были начать налоговую реформу, хотя, по подсчетам голландского правительства, восстановление справедливости будет стоить казне примерно 2 млрд евро в год. Если дело Marks & Spencer окажется столь же успешным, британским властям тоже не избежать налоговой реформы. Аналогичные иски уже подали BT Group, BNP Paribas и Caterpillar, причем адвокаты M&S утверждают, что в случае успеха к ним присоединятся по меньшей мере еще 70 транснациональных компаний. Правительствам других стран ЕС тоже придется не сладко.

В итоге британская казна, по оценке Morgan Stanley, может недосчитаться 4 млрд фунтов ($7,5 млрд), а германская, по оценке HVB Group, – 30 млрд евро, или 1,5% ВВП. А вот законы Италии, Дании, Бельгии и Австрии позволяют уже сейчас зачитывать убытки, понесенные в других юрисдикциях Евросоюза. Представители ЕС убеждены, что вся логика развития союза ведет к созданию единой налоговой системы Европы, которая позволит европейскому бизнесу лучше конкурировать с США.

В России совсем другая картина. Отечественным компаниям консолидация недоступна даже в пределах родной страны. Ее противники из правительства считают, что она, во-первых, приведет к перераспределению налоговых доходов из регионов в Москву, а во-вторых, грозит общим снижением бюджетных поступлений. Но российские компании уже сейчас активно используют так называемую “квазиконсолидацию” (например, за счет трансфертных цен или превращения региональных “дочек” в собственные филиалы). И далеко не факт, что легализация этого процесса вообще приведет к каким-либо бюджетным потерям, зато рынок станет более прозрачным. К тому же “квазиконсолидация” грозит компаниям налоговыми рисками, что опять же не прибавляет российской экономике конкурентных преимуществ. Если страны ЕС проведут крупномасштабную налоговую реформу, российскому правительству тоже придется о ней задуматься. Тем более что бюджетные проблемы отдельного региона решить по определению проще, чем аналогичные проблемы суверенных стран.