Мнения
Бесплатный
Кирилл Горский
Статья опубликована в № 1353 от 22.04.2005 под заголовком: ВЕЩЬ НЕДЕЛИ: Искушение пистолетом

Искушение пистолетом

Цены на бензин сейчас обсуждают, как 15 лет назад обсуждали цены на хлеб и водку. Автолюбители говорят, что заправщики сговорились: цены на разных автозаправках меняются одновременно. Кого автомобилисты имеют в виду под заправщиками – владельцев одиночных автозаправочных станций или крупные сети, непонятно. Но как же им не жаловаться на сговор, когда на него намекают и с телевизионного экрана, и с правительственных трибун. Раздаются уже и голоса о необходимости подойти к зарвавшимся торговцам с административным рычагом.

Проблема в том, что в резком росте цен на бензин не в последней степени виноват именно административный рычаг. Налог на добычу полезных ископаемых рассчитывается исходя из мировых цен на сырье. И галопирующие за рубежом нефтяные цены самым прямым образом влияют на цену бензина в России.

За одну неделю в апреле бензин в Москве подорожал на 30–45 коп. Это то, что заметили автолюбители. А у розничных торговцев бензином и соляркой головная боль значительно серьезнее. С начала года оптовые цены на бензин наиболее востребованных марок выросли на 30–40%. В подобной ситуации справедливее говорить не о сговоре заправщиков с целью поднять цены, а о сговоре заправщиков с целью сдержать рост цен.

Потребители редко об этом задумываются, но торговля бензином на АЗС очень похожа на обычную розничную торговлю в супермаркетах или маленьких магазинчиках с прилавками. С одной поправкой: ассортимент составляет не 5000–20 000 наименований, а одно (то, что бензины бывают разных марок, роли не играет – водителя дорогой иномарки в принципе не интересует А-92, а владельца “Жигулей” – А-98). Владельцу заправки, решившему поднять цену на 20–30 коп., гарантировано резвое падение продаж – он может отдыхать на лавочке и смотреть, как покупатель колоннами уезжает к конкуренту (нелишне вспомнить, что в Москве есть улицы, где на полкилометра приходится четыре автозаправочные станции). Но и торговать в убыток тоже никому не хочется.

Легко догадаться, что “ценовой сговор” выглядит следующим образом. Владелец заправки (около 60% АЗС в нашей стране не входят в крупные сети) обнаруживает, что торгует с нулевой рентабельностью, и – была не была – меняет цифры на ценнике. Владельцы соседних заправок видят это и радостно подтягиваются вслед за смельчаком. Этот процесс может занимать считанные часы, и выглядит он действительно как результат согласованных действий, которыми неплохо бы заняться регуляторам рынка и правоохранителям.

Не дай бог, всерьез займутся. Пример рядом – новые украинские власти попытались регулировать маржу заправщиков административными методами и столкнулись с их жестким противодействием. Те готовы судиться, цены не снижают, бензин не продают. Но это на Украине, где, как принято считать, государство пока слабое. В России оно кажется сильнее. В том смысле, что заправщикам, каждый раз повышая цену, надо перекреститься, плюнуть три раза через левое плечо и надеяться на авось.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more