От редакции: По делам их

Реальное положение малого бизнеса в России подробно изучили недавно общественная организация малого бизнеса “ОПОРа” и ВЦИОМ. В марте – апреле было опрошено 4350 предпринимателей из 80 регионов страны. При этом исследователей интересовало не только то, кто больше досаждает малому бизнесу – налоговики, милиция или санитарные службы, например. Важной особенностью этого сектора экономики является его особая чувствительность к качеству институциональной среды. Ведь чем меньше компания, тем в большей степени на нее влияют функциональность институтов и стоимость их услуг.

Анализ полученных данных показал целый ряд интересных тенденций. Несмотря на все трудности, сектор малого бизнеса все более цивилизуется – главным для себя риском малые предприниматели назвали общее ухудшение ситуации в экономике в целом (64,4% опрошенных, сумма больше 100%), а незаконный отъем бизнеса и угрозы криминала заняли последние места (7,4% и 4,8% соответственно). Более того, по таким группам факторов, как самооценка финансового состояния, транзакционные издержки (затраты на взаимодействие с властями, взятки) и поддержка малого бизнеса властями, опрошенные оценивают ситуацию как благоприятную в 71, 68 и 57 регионах соответственно.

Главная проблема – полное, по мнению предпринимателей, отсутствие правовой и судебной защиты. Абсолютно во всех регионах ситуация неблагоприятная, и малый бизнес не слишком надеется на ее улучшение. Кроме того, предпринимателей беспокоит недоступность (дороговизна) офисных и производственных площадей, а также столкновения с проверяющими органами, криминалом и проблемы с конкурентной средой. Последнее, как правило, выражается в создании барьеров для входа на рынок со стороны чиновников и преференциях “своим” компаниям.

Есть в целом неблагоприятные регионы, есть – позитивные. Наконец, в ряде регионов достижения в одних аспектах компенсируются очень плохим положением в других. Например, в Москве, по данным исследования, высокий экономический потенциал и перспективы развития рынка с лихвой компенсируются очень дорогой недвижимостью, высокими барьерами входа на рынок и полной правовой беззащитностью бизнеса в споре с властями. Но все это говорит не только о неравенстве условий в регионах, но и о том, что все проблемы могут быть решены и решаются – нет ни одного региона, где плохо абсолютно все.

Очевидно, что такое исследование среды для малого бизнеса может быть отличной системой критериев эффективности работы правительства в рамках системы финансирования по результатам. Ведь именно институциональная среда для бизнеса – главная забота властей в рыночной экономике. А результаты работы оценят не коллеги-чиновники после оптимистичного доклада, а те, кто ежедневно сталкивается с результатами действий и решений этих самых чиновников. Такая оценка будет гораздо более адекватной.

Для оценки эффективности работы чиновников не раз предлагались разные международные рейтинги – конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и т. п. Но под рукой есть отличный внутренний индикатор, и нужно лишь проработать способ его применения.