От редакции: Новый Порт-Артур

Россия останется без военно-морской базы в Севастополе в 2017 г. Времени остается достаточно для того, чтобы создать новую инфраструктуру для Черноморского флота на российской территории. Но на размышления и выдавание желаемого за действительное времени нет.

Перед началом вчерашней встречи министров обороны России и Украины Анатолий Гриценко, возглавляющий военное ведомство в Киеве, рассказал газете “Красная звезда” о том, с чем он приехал в Москву.

“На протяжении многих лет я остаюсь сторонником вступления Украины в НАТО”, – заявил Гриценко, подробно рассказавший о том, какую пользу для его страны принесет членство в Североатлантическом альянсе. При этом он подчеркнул, что “Украина будет честно выполнять” соглашение 1997 г. с Россией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. “Черноморский флот будет находиться в Севастополе до 2017 г.”, – заявил Гриценко.

Украинская позиция в отношении военной базы России на ее территории мягче, чем позиция Грузии, которая требует немедленного вывода наших военных из Батуми и Ахалкалаки. В понедельник министры обороны России и Грузии договорились о том, что базы должны быть выведены до 2008 г. Разногласия по поводу точной даты – 1 января 2008 г. или 31 декабря 2008 г., вероятно, будут решены в мае при подписании соглашения о базах.

На прошлой неделе министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк заявил, что “нет оснований говорить о досрочном выводе Черноморского флота”. Впрочем, по его словам, текст соглашения 1997 г. нуждается в доработке – речь идет о пересмотре стоимости пребывания российского флота и его правах в Севастополе.

Тарасюк сделал одно очень точное наблюдение: “Насколько мне известно, российская сторона заинтересована не только в полном использовании срока временного пребывания, т. е. до 2017 г., но и в его продлении”.

Но реальность заключается в том, что Севастополь находится на территории Украины, а не СССР. До тех пор пока наши военные будут исходить из тезиса, что другой подходящей базы просто нет, безопасность нашего юга будет зависеть от страны, вступающей в НАТО.

“Мы никогда не уйдем из Севастополя, – прокомментировал нынешнее обострение проблемы бывший начальник Главного штаба ВМФ Виктор Кравченко в интервью интернет-изданию “Страна.ру”. – В Крыму создана такая инфраструктура, которую ни за какие деньги уже не возвести”. Тем не менее возводить инфраструктуру придется, и чем скорее начать это делать, тем лучше. В таком проекте значительно больше патриотизма, чем в строительстве важнейшей дамбы к украинскому острову Тузла.

Позиция нашего Минобороны известна: “Севастополь останется главной военно-морской базой Черноморского флота России как минимум до 2017 г.”, – говорил в марте министр Сергей Иванов. Слова “как минимум”, вероятно, отражают настрой, царящий в головах российских военных.

Да, возможно, Новороссийск, куда, собственно, и придется “переплыть” нашему флоту, стратегически не так хорош. Но у нас есть исторический опыт переноса баз: перед русско-японской войной Тихоокеанскому флоту было очень неплохо в Порт-Артуре, однако Владивосток оказался в итоге тоже подходящим местом.

Размещение главной базы российского Черноморского флота на российской территории – это вполне конкретная и решаемая задача. Ее выполнение позволит не ставить безопасность России в зависимость от непредсказуемого соседа, продолжая временно использовать базу в Севастополе.