Статья опубликована в № 1358 от 29.04.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: “ЮКОС” был прав

От редакции: “ЮКОС” был прав

Более пяти лет правительство было не в состоянии принять решение о маршруте восточного нефтепровода – строить его в Китай или к побережью Тихого океана, учитывая, что последний вариант выгодней Японии. И вот спустя годы бесконечных и бесполезных переговоров правительство склонилось в пользу китайцев.

Это выглядит неожиданностью. Об этом можно судить хотя бы по заголовкам в нашей газете. В конце декабря прошлого года, уже после продажи “Юганска”, появилась статья с громким названием – “Выбрали Находку. Чиновники определились с маршрутом нефтепровода из Восточной Сибири”. А на этой неделе – спустя четыре месяца – картина изменилась: “Все-таки Китай. Россия пока не будет строить нефтепровод до Тихого океана”. В обеих статьях речь шла о решениях чиновников правительства.

Собственно, в таком же духе мы писали об этой несчастной трубе и раньше: то Китай, то Япония, а на самом деле ничего не происходило.

В каком-то смысле ситуация схожа с затянувшимся объединением “Газпрома” и “Роснефти”. “По ходу дела схема может еще четыре раза измениться. И это будет следствием не какой-то подковерной борьбы, а серьезной интеллектуальной работы”, – заметил недавно представитель Минпромэнерго в интервью “Коммерсанту”. Не менее интенсивной интеллектуальной работой уже несколько лет заняты те, кто рисует маршруты восточного нефтепровода.

Что же заставило профильное министерство, неожиданно отвернувшись от перспектив развития портов Приморского края, определить китайское направление первоочередным? Известно, что министр Виктор Христенко вместе с президентом “Роснефти” Сергеем Богданчиковым в январе посетили Пекин, где госкомпания заключила контракт о поставках Китаю 48 млн т нефти до 2010 г., а в обмен получила в кредит $6 млрд. Известно также, что в тот момент “Роснефти” нужно было расплачиваться за “Юганск”.

Однако тут же “Роснефть” выяснила, что поставки больших объемов по железной дороге обходятся дороже, чем поставки по нефтепроводу, поэтому госкомпании теперь необходима труба в Китай. Впрочем, дипломатические усилия Японии еще могут подпортить китайцам праздник.

О том, что строить трубу в Китай экономически выгодней, с 1999 г. без устали твердил “ЮКОС”, который активно и практически в гордом одиночестве лоббировал этот проект. “ЮКОСу” противостояли госкомпании – “Роснефть” и “Транснефть”, которым больше нравилась Япония. Теперь вместе с активами “ЮКОСа” к государству пришло понимание, что частная компания была права. Если бы это понимание появилось раньше, если бы план “ЮКОСа” был реализован, то строительство нефтепровода Россия – Китай уже было бы закончено в этом году.

Если уж интеллектуалы в руководстве страны признали правоту Ходорковского, им следует вспомнить, что именно предлагал “ЮКОС”. Пока что проект правительства разительно отличается от этих предложений.

Во-первых, “ЮКОС” предлагал строить трубу непосредственно в Китай, в Дацин, где расположены основные перерабатывающие мощности, и причем совместно с китайцами: Россия строит российскую часть, а китайцы – китайскую. Для этого Ходорковский добился включения проекта в пятилетний план КНР, правда, как выяснилось, зря.

А Виктор Христенко подписал приказ о строительстве трубы до алтайского городка Сковородина, расположенного в 70 км от китайской границы. Оттуда нефть придется экспортировать в Китай опять по железной дороге. Возможно, это хорошо для государственного ОАО “РЖД”, которое объявило о готовности перевозить в Китай до 30 млн т нефти в год и даже собирается взять для этого у полугосударственного Сбербанка семилетний кредит на модернизацию дороги (более $1 млрд).

Вторым разительным отличием является фантастическая цена строительства этого сомнительного нефтепровода. “ЮКОС” готов был профинансировать проект строительства нефтепровода Ангарск – Дацин, который оценивался в $2,5 млрд. Новый проект – Ангарск – Сковородино оценивается госкомпанией “Транснефть” в $6,5 млрд. Разница не удивительна, если учесть, что строить будет “Транснефть”, а платить придется нефтяникам.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать