От редакции: Пузыри изобилия

Под впечатлением от кризиса 1998 г. правительство длительное время проводило ответственную бюджетную политику и пока что еще не докатилось до такого состояния, чтобы, несмотря на приток валюты, еще и занимать дополнительно деньги на растущие амбициозные проекты. Однако контролируемые государством “Газпром” и “Роснефть” – компании, чьи доходы лавинообразно растут благодаря росту цен на энергоносители, – уже вполне освоили эту порочную практику. По итогам 2004 г. эти компании стали крупнейшими должниками в стране – их совокупный долг уже почти достиг $35 млрд, и они вынашивают планы новых займов.

Деньги, то есть нефтедоллары, действительно текут к нам рекой, благо цены на нефть бьют все мыслимые рекорды. Согласно скорректированному прогнозу Минфина, профицит бюджета в 2005 г. составит более 1 трлн руб. (около $35 млрд) при том, что закон о бюджете предполагал профицит в размере 278 млрд руб. (около $10 млрд).

Приток денег, создающий у властей иллюзию бездонного кармана, провоцирует все новые и новые “инвестиционные” решения. Конечно, идея купить акции “Газпрома” просто по той причине, что у бюджета появились “лишние” деньги, кажется особенно абсурдной. Однако ненамного разумнее выглядят сорвавшиеся с тормозов авторы постоянно растущих планов удвоения-утроения пенсий, довольствия, зарплат, компенсаций и прочих социальных расходов. Все это помножено на разговоры о необходимости государственной поддержки экономики и развития высоких технологий.

“Несите свои перспективные проекты”, – с такими словами обратился к коллегам министр экономического развития Герман Греф на заседании правительства в прошлый четверг. Министру удалось-таки добиться одобрения проекта создания правительственного инвестфонда, и уже в нынешнем году здесь окажется около $200 млн (см. статью на стр. А1).

Конечно, нет ничего плохого в том, что вырастут пенсии, а у государства появится инвестфонд. Плохо то, что все это происходит не благодаря продуманной и взвешенной экономической политике, а абсолютно спонтанно, за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Зачем Герману Грефу, который отвечает за экономическое развитие страны, проводить какие бы то ни было реформы, если можно просто тратить деньги? ВВП, кстати говоря, от этого растет.

Чем выше сейчас взлетят наши расходы вслед за котировками нефти Urals, тем больнее будет падение, когда эти котировки снизятся. Таков печальный урок всех стран, попавшихся на удочку сырьевого богатства.

Об этом, кстати, говорит и ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, чью заключительную статью о “ловушках изобилия” “Ведомости” сегодня публикуют на странице А4.

Власти попадают в эту ловушку в тот момент, когда начинают твердо верить в то, что высокие доходы от природных богатств – это навсегда. Бюджетные планы России на 2006–2008 гг., которые включают в себя рост социальных расходов, рассчитаны из цены Urals $34 за баррель. А желание тратить все больше и больше уже заставило Минфин говорить о необходимости повышения планки до $36, правда, пока только в 2006 г.

Что произойдет с бюджетом, если цены на нефть в 2008 г. окажутся не $36 за баррель, а, например, $20 или еще меньше?

Правительству, которое управляет страной, обладающей богатейшими природными ресурсами, легко потерять голову и вступить на путь, ведущий в конечном итоге к краху. Никакого лекарства от подобного головокружения мир еще не изобрел. Совет правительству может быть только один – помнить о том, что столь дорогой Владимиру Путину Советский Союз развалился после того, как упали цены на нефть.