От редакции: Раздвоение ВВП

В I квартале 2005 г. рост замедлился до 4,9% в год. Причина – падение частных инвестиций. Вложения в основные фонды в I квартале снижались в среднем на 0,7% в месяц – и это на фоне экстремально высоких цен на сырье! Минэкономразвития деликатно называет это в своем докладе “инвестиционной и предпринимательской паузой”, а между строк читается “дело “ЮКОСа” и “налоговая атака на бизнес”.

Глава Минэкономразвития Герман Греф сумел договориться со своим коллегой и оппонентом Алексеем Кудриным о создании инвестфонда с независимыми от бюджета источниками финансирования в виде сверхдоходов от продажи нефти. Фонд размером 100 млрд руб. используют для развития транспортной инфраструктуры, особых экономических зон, инновационных проектов. Кроме того, на госинвестиции в проекте бюджета-2006 уже заложено 370 млрд руб., и еще $200 млн решили выделить на “национальные проекты” в этом году. И госинвестиции, по прогнозу Минэкономразвития, могут ускорить рост ВВП на 0,4–0,5 процентного пункта в год.

Но изначально речь шла о другом. Не о замещении частных инвестиций государственными, а о восстановлении доверия бизнеса к власти и поощрении частных капвложений. Об этом договаривались на самом высоком уровне – на уровне премьера и президента. И суть этих договоренностей была проста: либерализация и упорядочение налогового администрирования со стороны власти, аккуратная выплата налогов и нелоббирование снижения ставок со стороны бизнеса.

Послабления были обещаны следующие: право на повторную проверку налоговики имели бы только в двух случаях – по решению суда (выявлены факты коррупции или фальсификации) и по просьбе самого налогоплательщика; возврат НДС при строительстве и капитальных вложениях помесячно, а не после ввода в эксплуатацию; отмена НДС с авансов.

Кроме того, предполагалось безусловно ограничить срок выездной проверки двумя месяцами; составить закрытый список документов, которые имеют право требовать налоговики; дать налогоплательщикам право обсуждать результаты проверок с руководством налогового органа. Все эти идеи были согласованы с бизнесом, и оставалось лишь формализовать это в виде поправок в Налоговый кодекс.

Результатом стало нарушение всех важнейших договоренностей, особенно по вопросу упорядочения проверок. Список документов остался открытым, проверки могут длиться до года, повторные проверки также де-факто могут проводиться по воле налоговиков – с санкции вышестоящего органа ФНС. И главное – бизнес разочарован. Подрывается доверие даже к слову президента. Причем сразу после его ежегодного послания.

Можно гадать о причинах произошедшего: то ли проблема в плохом менеджменте внутри Минфина, то ли в слишком большом аппаратном влиянии ФНС. Но бизнесу важны не причины, а результат – и он такой, что рассчитывать на возобновление роста инвестиций едва ли приходится. Так почему же министр Греф положил столько сил на создание инвестфонда, вместо того чтобы постараться обеспечить выполнение ранее достигнутых договоренностей по налогам, раз это не удается сделать одному Минфину? Ведь не должно быть иллюзий насчет того, что госинвестиции могут заменить частные. Уже хотя бы потому, что на сегодня нет ни одного толком проработанного “национального проекта”, а деньги уже жгут карман инвестфонда.