Статья опубликована в № 1363 от 11.05.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Единство непохожих

От редакции: Единство непохожих

Последний опрос “Левада-центра”, посвященный анализу социально-политической ситуации в России в апреле 2005 г., наводит на интересные размышления. Говоря о том, интересы каких слоев населения выражает Владимир Путин, респонденты указали четыре группы основных “бенефициаров” – силовиков (38% опрошенных), олигархов (26%), бюрократию (23%) и директорский корпус (20%). Силовики всегда считались главной социальной базой Владимира Путина (38% и 40% в 2000 г. и в сентябре 2004 г. соответственно), а бюрократию стали относить к таковым в последние полтора года (22% в сентябре 2004 г.). Тем неожиданнее резкое усиление в общественном сознании позиций директорского корпуса (рост в 1,67 раза по сравнению с 12% в сентябре 2004 г.) и олигархов (в 1,44 раза с 18% в сентябре 2004 г.).

Этому результату удивился прежде всего сам крупный бизнес, давление на который пока не снижается. А в Кремле это связывают с последними заявлениями президента о либерализации экономического курса. Но опрос проводился до президентского послания, и социологи сомневаются, что население внимательно следит за повесткой встреч Путина с олигархами, за заявлениями и реальными действиями властей в сфере налоговой либерализации. Вероятно, дело в том, считают эксперты, что раздел “ЮКОСа” и атаки на крупный бизнес воспринимаются как межолигархическая борьба, в которой президент поддерживает одну из сторон. То есть многие респонденты не делают различий между олигархами и другими участниками истории с “ЮКОСом” – менеджерами крупных госкомпаний и чиновниками.

Интересно, что в сознании населения нет связи между ростом крупного бизнеса и благосостоянием того же среднего класса, который во многом состоит из менеджеров и специалистов тех же крупных государственных и частных компаний. В опросе средний класс идет отдельной строкой и хоть и немного, но уступает всем прочим “опорным” категориям.

Эксперты-социологи указывают, что граждане хотят не просто достатка, а достатка в великой стране. Величие же государства у населения отождествляется одновременно и с ростом крупных госкомпаний, и с укреплением большого бизнеса.

Социологи считают, что представления первых пореформенных лет о том, что мощь государства во многом определяется наличием крупной частной собственности и мощного бизнеса, отложились в головах и влияют на восприятие людьми сегодняшней действительности. То есть получается, что граждане способны одновременно ненавидеть Анатолия Чубайса за раздачу собственности, презирать олигархов за свалившееся на них богатство и – при всем этом – испытывать патриотическую гордость за то, что “наш человек” купил целый британский футбольный клуб да еще и вывел его в чемпионы Англии.

В обществе нет понимания того, что усиление госкомпаний – это еще не усиление государства. А у менеджеров этих госкомпаний очень сильный соблазн и масса возможностей работать не на собственника-государство, а на самих себя. Нет понимания, что покупка футбольного клуба за границей – не самый прямой путь к повышению престижа Родины. В восприятии граждан интересы олигархов, менеджеров госкомпаний и бюрократии во многом сливаются. Поэтому неудивительно, что, несмотря на усиление в общественном сознании связи Путина и олигархов, рейтинг самого президента от этого не страдает – в апреле, как и в марте, его деятельность в целом одобряли 66% – все согласны, что президент работает на укрепление государства.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать