Статья опубликована в № 1363 от 11.05.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Ложь и статистика

От редакции: Ложь и статистика

Росстат отказывается делиться с Федеральной антимонопольной службой информацией об объемах производства конкретных предприятий. Статистики считают эти данные конфиденциальными, а их коллеги из ФАС думают иначе и надеются склонить на свою сторону законодателей.

На первый взгляд спор двух ведомств – типичнейший пример войны добра со злом. Государственная статистика нужна для того, чтобы на основе правдивой информации о происходящем в стране правительство могло принимать адекватные управленческие решения, а не для того, чтобы облегчить жизнь контролирующим органам. Поэтому первичная статистическая информация – то есть данные о конкретном предприятии, от него же полученные, – по определению должна быть конфиденциальной. В противном случае добиться правдивости этих данных не помогут никакие штрафы (тем более что в России они низкие – от 3000 до 5000 руб. за предоставление недостоверной информации). К тому же по закону чиновники ФАС вправе сами запрашивать интересующие их цифры непосредственно у предприятий, так что услуги тайных агентов из Росстата им нужны главным образом для того, чтобы сверить показания компаний с официальной статистикой. А какой в этом смысл, если статистика все равно липовая?

С другой стороны, отказываясь сотрудничать с антимонопольным ведомством, статистики действуют на свой страх и риск, ведь в России до сих пор нет закона, в котором внятно объяснялось бы, в чем заключается их миссия (первую версию закона “Об официальном статистическом учете в РФ” Госдума приняла еще в 1999 г., но его сначала отклонили сенаторы, потом президент, после чего депутаты сняли документ с дальнейшего рассмотрения). Поэтому в споре с ФАС чиновникам Росстата приходится ссылаться на “общепризнанные принципы, закрепленные статистической комиссией ООН”, а также на опыт США, где потребовать от чиновников первичную статистическую информацию не может даже президент.

Собственно, за примерами совершенно необязательно ходить за океан. Даже в Белоруссии, которая не особенно стремится следовать международным стандартам, первичные данные охраняются законом и получить их можно лишь с письменного согласия респондента (во всяком случае так говорится в новом республиканском законе “О государственной статистике” от 28 ноября 2004 г. № 345-З). Зато украинские статистики делятся данными с антимонопольными органами, а в Казахстане они конфиденциальны и не могут использоваться контролирующими органами, “если иное не предусмотрено действующим законодательством”.

В июне российское правительство рассмотрит базовый законопроект о статистике, который поставит точку в споре двух ведомств. Конечно, законодательной защиты статистической тайны еще недостаточно, чтобы сделать респондентов максимально откровенными. Банковская и налоговая тайны тоже охраняются законом, тем не менее базы данных о доходах физлиц и о банковских проводках благополучно утекают из ЦБ и МНС на черный рынок. Но позаботиться о достоверности статистической информации правительству рано или поздно все равно придется. Ведь принимая важные экономические решения “на ощупь”, трудно надеяться на серьезный успех.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать