От редакции: Деньги и студенты

По официальной статистике, 75% выпускников российских вузов не находят работу по специальности – не находят спроса. Бизнес считает неверным то, что образование традиционно рассматривается как часть социальной, а не производственной сферы.

И потому предприниматели предлагают несколько вариантов решения проблемы, общая суть которых сводится к простейшей экономической идее – прежде чем формировать предложение, стоит изучить спрос. То есть поинтересоваться у потенциальных работодателей, каким набором знаний должен обладать идеальный кандидат на трудоустройство.

Разновидностей частногосударственного образовательного партнерства может быть множество, и идеальная его модель строится на нескольких предпосылках. Работодатели, которые платят государству налоги, заинтересованы в том, чтобы деньги эти шли на подготовку качественных специалистов. Ректоры – в росте рейтинга собственного вуза, который определялся бы, например, независимыми агентствами на основании данных о трудоустройстве, зарплатах и карьере выпускников. А власти всех уровней – в решении проблем бедности и безработицы, с одной стороны, и экономического роста – с другой. Другими словами, в идеале и у чиновников, и у преподавателей, и у работодателей должна быть одна общая цель.

На практике все выглядит совсем иначе. Например, в Красноярском крае открывается новая Юрубчено-Тохомская нефтегазовая провинция, освоение которой способно серьезно изменить промышленный облик региона и, соответственно, ситуацию на рынке труда. При этом в образовательной политике не меняется ровным счетом ничего, потому что существующая система не способна реагировать на внешние раздражители в принципе. И правительство, и академические круги традиционно считают образование частью социальной, а не производственной сферы, поэтому бюджет и финансирует вузы, а не конкретные образовательные проекты.

Чтобы исправить ситуацию и заставить университеты конкурировать между собой, специалисты, входящие в группу помощника президента Игоря Шувалова, предлагают ввести принцип “деньги следуют за студентом”. Есть и другие идеи – например, привлекать работодателей к формированию программ оценки качества выпускников, а в конечном итоге и к формированию образовательного заказа.

Одни эксперты предлагают создать “национальную государственную систему прогнозирования профессиональных рынков труда”. Другие – включать представителей крупных компаний в общественные наблюдательные советы при вузах. Третьи – ввести дополнительный выпускной экзамен, который позволял бы адекватно оценить не только теоретические, но и практические знания студента. Четвертые – признать приоритет качества подготовки специалистов над количеством выпускников. В конечном итоге все говорят об одном и том же: чтобы реформа образования принесла плоды, в списке государственных задач ее нужно расположить где-то рядом с удвоением ВВП. Потому что глупо тратить бюджетные деньги на невостребованные экономикой образовательные программы и рассчитывать при этом на серьезный экономический рост.