От редакции: Поражение радикалов

После многолетних споров Россия и Эстония подписали наконец договор о границе, текст которого принципиально был согласован еще в 1996 г. И российские, и эстонские радикально настроенные политики считают случившееся полным провалом собственной дипломатии. Российские – потому что МИД не стал увязывать вопрос о границе с проблемами русскоязычного населения. А эстонские – потому что республика не добилась от России признания оккупации, официальных извинений и упоминания Тартуского мирного договора 1920 г., по которому территория Эстонии больше.

Недовольство и тех и других “патриотов” лишний раз доказывает бесполезность любых попыток “размена” договора о границе на выполнение каких-либо условий. На самом деле договор о границе по определению не может быть “нужнее” одной из сторон. Жить без официально признанной границы неприлично, а какой из двух стран это неприлично в большей степени, вопрос бессмысленный.

И надо надеяться на то, что это поймут и эстонские, и российские парламентарии, которым предстоит еще ратифицировать подписанный министрами иностранных дел документ. Полемика вокруг ратификации ожидается бурная, учитывая, что отношения России со странами Прибалтики не перестают быть плохими уже на протяжении 15 лет и вместо попыток их улучшить мы наблюдаем, как накапливается груз взаимных оскорблений. Поэтому очень важен факт утверждения многострадального договора – он свидетельствует о том, что Россия и Прибалтика способны в принципе о чем-то договариваться, вести себя как настоящие, добрые соседи.

Как долго мы еще будем обмениваться требованиями и упреками? Единственной республикой Прибалтики, с которой у нас нет соглашения о границе, теперь остается Латвия. И России с ней будет сложно договориться. Совсем недавно, 12 мая, республиканский сейм принял декларацию, призывающую Россию признать факт советской оккупации и возместить государству и гражданам связанный с ней ущерб. Кроме того, Латвия практически официально выдвигает территориальные претензии к России. Хочется верить, что рано или поздно Латвия последует примеру Литвы и Эстонии.

Международно признанная граница нужна всем, а проблемы, связанные с ее отсутствием, отвлекают дипломатов от решения более важных задач. Например, от развития “четырех общих пространств” России и Евросоюза. Чтобы наполнить подписанную в Москве 10 мая декларацию о намерениях практическим смыслом, понадобится не один год, но к защите прав того же русскоязычного населения эта работа имеет более непосредственное отношение, чем споры о границе.