От редакции: Упасть и удержаться

Если инфляция в России будет расти такими же темпами, как с января по апрель, то она превысит 20%. Тем драматичнее звучит наказ президента Путина правительству удержать рост цен в пределах 10%. Ведь инфляции нельзя приказать упасть и отжаться не более чем на 0,4% в месяц.

Именно столько нужно, чтобы вписаться в 10% годовых, но цены плохо подчиняются приказам. Может быть, они подчинятся тому, что глава Минэкономразвития Герман Греф назвал “скоординированными усилиями всех госорганов”? Ведь это может означать и укрепление рубля, и отмену импортных квот на мясо, и даже контроль цен на энергоносители. Да, могут и подчиниться – но ценой немалого, по мнению экономистов, ущерба для экономики.

На примере Украины ясно видно, к чему приводят попытки установить контроль над ценами на топливо. Вместо дорогого, по мнению властей, топлива Украина получила его дефицит и конфликт премьер-министра с президентом.

Резкое укрепление рубля было бы сейчас крайне спорным решением с непредсказуемыми последствиями. Банковский кризис лета 2004 г. понизил склонность населения к сбережению – выросло потребление. Дело “ЮКОСа” и “налоговый террор” резко ухудшили бизнес-климат – упали темпы роста инвестиций (с 13,1% в I квартале 2004 г. до 7,6% – в 2005 г.) и промышленного производства (с 7,4% в I квартале 2004 г. до 3,9% – в 2005 г.). На фоне замедления роста производства и роста доходов населения импорт растет. А чтобы конкурировать с ним по качеству, российскому бизнесу нужны инвестиции, которых и не хватает. Резкое укрепления рубля в этом случае может оказаться тяжелым ударом по отечественным производителям.

Спорная идея и об отмене квот на импорт мяса. Мера, как и повышение пошлин на ввоз подержанных иномарок, направлена на защиту и поддержку отечественных производителей. Но в отличие от ситуации в автопроме здесь квоты привели не только к росту цен на мясо, но и к росту российских инвестиций в его производство. Только в марте 2005 г. было объявлено о трех крупных проектах в области свиноводства (на 118 млн и 109 млн евро и на 500 млн руб.). Задумываются о вложениях в производство мяса и импортеры.

Спрос, в том числе и государственные расходы, вырос, а производство – нет, отсюда и рост цен. Проблема возникла не в один миг, и уж тем более не может быть быстро разрешена. Властям, если они действительно хотят победить инфляцию, нужно приготовиться к долгой и последовательной борьбе с ней. Улучшение инвестиционного климата и стимулирование инвестиций сами по себе требуют времени. Эффект от этих мер тоже не будет мгновенным, поэтому начинать надо как можно скорее.

При этом слова Путина о том, что задача по инфляции правительству поставлена и “нужно стремиться ее выполнять”, вполне резонны. Они достаточно обтекаемы и сами по себе не обязывают к штурмовщине. И в то же время говорят о решимости властей бороться с инфляцией. Тем самым снижаются инфляционные ожидания, которые влияют на стоимость инвестиционных ресурсов в экономике. То есть слова эти сами по себе – вполне правильные.

Главное теперь – какими действиями они будут подкреплены. Резкие движения властей в расчете на быстрый показательный результат могут лишь увеличить издержки популизма для экономики.