Статья опубликована в № 1374 от 25.05.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Пора в школу

От редакции: Пора в школу

Ситуация объяснима. Во-первых, бедных в России катастрофически больше, чем богатых. С действующей системой не согласны большинство (74%) тех, кто оценивает свое материальное положение как “плохое и очень плохое”. Во-вторых, человеку в принципе свойственно считать, что другие богаче и что именно они должны платить больше. Точно так же граждане, которые никогда не выезжают за границу, готовы под предлогом борьбы с терроризмом лишить права выезда всех остальных. Правда, даже среди состоятельных очень многие (49%) считают действующие правила “несправедливыми”.

Проблема еще и в том, что в России очень много вполне законопослушных граждан, которые не подозревают о том, что вообще должны что-то государству. Кто-то продает полученный в наследство от родителей дом и через три года с удивлением обнаруживает в почтовом ящике счет на астрономическую сумму (налог на доходы физлиц плюс пеня за каждый день просрочки, плюс 330%-ный штраф за неподачу декларации в течение трех лет). Кто-то покупает квартиру и много лет подряд не платит налог на имущество физлиц – просто по незнанию, что, как известно, не отговорка. А потом инспекция проснется и пришлет счет. А может, и не пришлет, и собственник узнает о проблеме, когда попытается квартиру продать и ему выставят счет за все предшествующие годы. Кто-то продает машину по доверенности незнакомому человеку, а потом каждый год получает налоговые уведомления и не знает, что с ними делать.

Чиновники налоговой службы не раз пытались убедить коллег из Минобразования включить основы налоговых знаний в школьную программу и всегда получали справедливый ответ, что программа и без того перегружена. В итоге налоговая культура преподается факультативно, а иногда и в рамках обязательных занятий, причем детям младшего школьного возраста и безо всякого разрешения Минобразования.

Ставропольское управление МНС выпустило для третьеклассников книжку-раскраску про жизнь Сказочного города, в котором обитают люди-коротышки (Болтик, Гаечка, Степка-Недотепка и пр.), у каждого из которых свой маленький бизнес. А главный герой – эрудит Книгочейка – открывает налоговую инспекцию и постепенно убеждает друзей в полезности налогов. В книжке рассказывается об акцизах, налоге на прибыль, НДС и прочих платежах, которые, безусловно, актуальны для бизнеса, но не имеют отношения к обязательствам частных лиц. Налоговики Алтайского края выпустили свой учебник для младших классов под названием “Для себя и для других, или Новые приключения Буратино”. В школах Бурятии и Тверской области и города Кирова регулярно проходят так называемые Недели налоговых знаний.

Наверное, школьники действительно слишком перегружены, чтобы слушать лекции про НДС – тем более что платят его не граждане, а компании. С другой стороны, детям много лет преподавали основы государства и права (сейчас – обществоведение) и рассказывали, например, о существовании правового понятия “обязательства”.

Что школьникам действительно стоит хорошо объяснить, так это то, что основы государства вытекают именно из обязанности граждан платить ему налоги (а налогов, которыми облагаются физлица, к счастью, так мало, что вполне можно уложиться в четыре урока). Нужно разъяснить также, что, получив налоги, государство должно предоставлять гражданам услуги, а не брать с них, например, взятки. Все это можно делать в увлекательной форме. Помечтать в 11-м классе о покупке какого-нибудь Alfa-Romeo 147 мощностью 150 лошадиных сил и посчитать на основании этой мощности сумму налога было бы гораздо интереснее и полезнее (даже с математической точки зрения), чем зубрить абстрактные термины из области обществознания.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать