От редакции: Темное дело

Важно не просто найти или назначить виновных за инцидент. Тем более что искушение очень сильно – РАО ЕЭС возглавляет человек, который и без того во всем в России уже виноват. Нужнее ответ на вопрос о сути происшедшего: было ли это стечением мелких сбоев или следствием системной проблемы? Отдельным кризисом или первым элементом каскада кризисов? Хочется верить, что из опыта инцидентов, подобных нью-йоркскому “блэкауту” 2003 г. или вчерашней аварии в Москве, будут сделаны практические выводы. Не стоит ждать такого масштабного урока, который просто нельзя будет проигнорировать, – как чернобыльская авария для атомной энергетики.

Нетрудно предположить, что вчерашние события станут аргументом в спорах о реформе электроэнергетики. Вероятнее всего, использовать этот сбой для торможения реформы энергетической отрасли было бы неправильно. Если верить официальной версии причин аварии, то ее катализатором и главным звеном стала подстанция, которая после реформы отойдет государственной Федеральной сетевой компании. Локализация проблемы – перераспределение нагрузок, остановка каскадных отключений, изолирование сетей соседних с Москвой регионов – легла на плечи Сетевого оператора, контрольный пакет которого после реформы также будет у государства. То есть реформа не лишит государство возможности быстро реагировать на кризисные ситуации.

Зато возможностей по их недопущению должно прибавиться. Причиной вчерашнего кризиса стал износ оборудования подстанции, построенной еще в 1964 г. Приватизация генерирующих мощностей позволит государству сконцентрировать финансовые и управленческие ресурсы на модернизации и развитии сетевой и диспетчерской инфраструктуры. Это сделает повторения сбоев менее вероятными. Хотя не гарантирует полного отсутствия проблем – тяжелейший энергетический кризис в Калифорнии в 2001 г. был вызван системными ошибками при реформировании и регулировании отрасли.

При этом по длительности и числу жертв он заметно обошел нью-йоркский “конец света” 2003 г.

Тот год вообще оказался урожайным на серьезные сбои с электричеством – проблемы возникали в Лондоне и в Италии. А начало серии аварий положил обширный сбой работы электросетей на восточном побережье США и Канады. Отключение электроэнергии в августе 2003 г. затронуло в общей сложности более 50 млн человек и коснулось Нью-Йорка, Детройта, Кливленда, а также Торонто и Оттавы. Последняя заметная авария – отключение электроэнергии в Варшаве в ноябре 2004 г. – коснулась более 300 000 человек. Теперь к этому списку не последних в мире городов добавилась и Москва.

Важная особенность всех этих инцидентов – несмотря на масштаб аварий и существенные финансовые потери, они обошлись без значительных человеческих жертв и разрушений. В результате эти аварии стали заметным, но все же не слишком ужасающим напоминанием об уязвимости инфраструктуры современной цивилизации. Население развитых стран и инфраструктура жизнеобеспечения мегаполисов потребляют все больше энергии. При этом нередко энергогенерация и возможности передающих сетей не успевают за ростом потребления и работают без резервов, на пределе возможностей. Серьезный шок – удар молнии, сбой на линиях электропередачи, резкий скачок потребления – вызывает цепную реакцию с непредсказуемыми последствиями.

Вопреки ожиданиям романтиков, развитие технологий и их распространение не освобождает человека, а ставит нас во все большую зависимость. Даже непродолжительный энергосбой для пациента больницы, руководителя производства, просто жителя многоэтажки в мегаполисе – уже большая проблема, которая превращается в бедствие, стоит ей хоть немного затянуться.