От редакции: Любовь к барьерам

Туроператоры и производители табака оказались категорически против отмены лицензирования. Аргументы у сторонников лицензий, о каком бы виде деятельности ни шла речь, всегда примерно одни и те же. Отмена контроля за выходом на рынок неизбежно приведет к появлению на нем недобросовестных игроков, которые дружно примутся нарушать права потребителей, предлагая им некачественные товары или услуги.

Например, туроператоры утверждают, что до введения лицензирования фирму, которая обманула своих клиентов, невозможно было обнаружить даже правоохранительным органам, а сейчас у федерального и региональных комитетов по туризму есть обширная база данных с адресами и фамилиями учредителей всех туристических компаний. К тому же судебные иски пострадавших клиентов рассматриваются крайне долго, а разбор полетов на лицензионной комиссии приносит быстрый и гарантированный результат.

У противников лицензирования не меньше аргументов. Если бюрократическая процедура действительно нужна для защиты прав потребителей, то почему чиновникам не приходит в голову опубликовать список имеющих лицензию компаний, например, в Интернете? Чтобы, прежде чем отдавать деньги неизвестной компании, потенциальный клиент мог бы убедиться в том, что перед ним не фирма-однодневка, найти которую потом никакая база данных не поможет. Да и где искать упомянутые лицензионные комиссии, если на сайте Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму нет адресов региональных подразделений.

С лицензированием производства табачных изделий еще более странная ситуация. Участники рынка, которые вовремя запаслись лицензиями, утверждают, что с приходом новых игроков рынок заполнится дешевыми и некачественными подделками. Но представители общественных организаций, которые занимаются защитой прав потребителей, в один голос утверждают, что лицензирование имеет весьма косвенное отношение к качеству товаров и услуг. Ведь даже если компания получила лицензию честно, а не за деньги, это означает лишь то, что она способна удовлетворить потребителя в принципе, но отнюдь не то, что так оно и будет происходить в действительности.

По тому же принципу до принятия нового закона о техническом регулировании работала система сертификации, по которой производители 90% товаров должны были получать сертификаты качества до выхода на рынок, после чего проверяющие органы проявляли интерес не к качеству продаваемой продукции, а к наличию сертификата. К тому же помимо лицензирования в России действует масса других механизмов государственного контроля – те же сигареты нельзя продавать без акцизных марок, так почему бы не контролировать качество конкретных сигарет, а не их производителей?

Понятно, что владельцы лицензий не заинтересованы в приходе на рынок новых игроков, точно так же как чиновники не заинтересованы в потере собственного лицензионного бизнеса. Но если бюрократов и бизнесменов так заботят права потребителей, почему бы не сделать лицензирование реальным механизмом их защиты? И не ввести, например, механизм финансовых гарантий ответственности туроператоров перед клиентами, без которых получить лицензию будет невозможно. В противном случае вся бюрократическая процедура теряет смысл. Может быть, вместо того чтобы старательно выстраивать барьеры для желающих выйти на рынок, чиновникам следует обратить внимание на то, что на рынке происходит. А для начала найти все-таки какой-нибудь способ сообщить потребителям свой адрес, чтобы знали, кто всегда готов защитить их права.