От редакции: Не говорит МЧС

После сбоя энергосистемы в Москве народные чувства по отношению к Анатолию Чубайсу стали еще острее. Но призывы к вендетте затрудняют извлечение правильных выводов. Особенно в том, что касается быстрого реагирования на подобные происшествия.

На фоне политических маневров вокруг энергоаварии и поиска виноватых совсем уж без внимания остались меры по реагированию на возникшую чрезвычайную ситуацию. Здесь были очевидные успехи: например, быстрая, за два часа, эвакуация 20 000 человек из остановившихся в тоннелях поездов метро. Видимо, уроки теракта 2004 г. не прошли даром, и это хорошо.

Быстро обнаружили и повышенный выброс газа с Московского НПЗ в результате собственно аварии на подстанции Чагино в ночь со вторника на среду. Уже в первом часу ночи 25 июня новостные агентства со ссылкой на МЧС распространили новость о происшествии и о том, что опасности нет. И утром по радио и телевидению об этом смогли узнать все москвичи.

Но были и явные недоработки, особенно по оповещению населения о происходящем в момент самой энергоаварии. Многим, кто находился в метро или на улице и не имел доступа к радио и телевидению, оставалось только гадать о том, что случилось. Темные обесточенные станции метро, остановившиеся поезда и эскалаторы рождали, по словам очевидцев, версии в диапазоне от теракта до ядерного удара по всей стране. Были и слухи о ядовитых облаках, идущих на столицу. Очевидно, что на фоне отсутствия достоверной информации на улице такие слухи могли стать причиной масштабной паники и жертв.

В России должна действовать система оповещения гражданской обороны, создание и работа которой регулируется положением, утвержденным еще в 1998 г. По нему система оповещения включает в себя федеральную, региональные, территориальные, местные, локальные и объектовые системы. Задача оповещения населения лежит на территориальных (на уровне региона) и местных (на уровне города, поселения, села) системах оповещения.

Основной способ оповещения населения по положению – передача речевых сообщений по сетям вещания. В случае необходимости все они задействуются, вне зависимости от форм собственности, с прерыванием обычного вещания. Положение предусматривает и “создание и использование запасов мобильных средств оповещения”. Ответственность за работу систем оповещения несут начальники гражданской обороны соответствующего уровня.

Энергоавария показала, что действительность расходится с пунктами положения. Сеть громкоговорителей на столбах, судя по всему, задействована не была. “Мобильных средств оповещения” в виде машин с громкоговорителями или хотя бы милиционеров с мегафонами также не наблюдалось. И никто не объявил жителям в первые минуты аварии, что это не начало войны, не новый Чернобыль, а просто каскадное отключение электричества.

Конечно, можно предположить, что нет угрозы – нет общего оповещения. Но нужно думать об опасности паники и пресекать ее в корне. Да и опробовать систему оповещения в реальных, но не критических условиях не помешало бы. Тем более что с 1998 г. многое изменилось: на конец апреля 2005 г. в России было 89,3 млн абонентов сотовой связи, а в Московском регионе ее проникновение достигает 112,7%. Не стоит ли подумать о массовой рассылке “чрезвычайных” sms? Тем более что сотовые операторы оказались готовы к ЧП, возможно, лучше других поставщиков услуг.