От редакции: Трезвый взгляд

Французы показали нос евробюрократии. Высокопоставленный чиновник из Брюсселя как-то признался репортеру The Wall Street Journal, что он уверен, что французы не читали проект конституции Евросоюза. “А если бы и прочитали, то не поняли бы. А если бы поняли, то она бы им не понравилась”, – заметил он. И все равно, выразил уверенность чиновник, они за нее проголосуют. Но в прошлое воскресенье стало ясно, что самоуверенные брюссельские начальники неправильно думали о французах.

Французы голосовали не столько против конституции, сколько против надоевшего правительства. Так что теперь, возможно, в обществе пройдет дискуссия собственно о том, каким должен быть Евросоюз и чего французы ждут от евроинтеграции, и о том, ведет ли нынешний путь развития единой Европы к желаемой цели.

Но важную роль сыграло и состоявшееся в этом году расширение Евросоюза. Возможно, что референдум по конституции Евросоюза во Франции – это сигнал начавшегося охлаждения “старой Европы” к процессу интеграции. После массового включения в общее пространство новых членов пионеры ЕС вновь обретают вкус к самостоятельности. Период безоглядного сближения, когда страны ЕС легко расставались со своим суверенитетом, вероятнее всего, закончен. Теперь европейцы будут делиться функциями с Брюсселем с меньшим энтузиазмом. А со временем могут захотеть и вернуть часть из них.

Неблагоприятный для евробюрократов результат заставит брюссельских чиновников обратить внимание на базовые, первоначальные цели объединения, о которых, похоже, они давно забыли.

Работа над конституцией ЕС началась три с половиной года назад. Причем в принятой в декабре 2001 г. декларации особо отмечалось, что гражданам ЕС интересны результаты и решения их реальных проблем, а не супергосударство, сующее нос в их дела. То есть конституция была призвана сделать единое государство ближе и понятнее его собственным гражданам. И граждане должны были принять живое участие в разработке проекта конституции.

Но бюрократическая инерция исказила весь замысел. В результате на свет появился просто чудовищный – 485 страниц со всеми приложениями и протоколами – документ, который 25 стран ЕС подписали и обязались ратифицировать до ноября 2006 г.

Однако, возможно, провал референдума по конституции во Франции и, с большой вероятностью, такой же исход на референдуме в Нидерландах станут скорее помощью в евроинтеграции, чем помехой. Ведь в тот момент, когда соцопросы показали возможность провала референдума, во Франции началась реальная и весьма энергичная дискуссия о евроинтеграции. Граждане начали спрашивать себя, каким они хотят видеть ЕС и является ли предложенная их вниманию конституция шагом в правильном направлении. Собственно, референдум как раз и предлагал ответить на второй вопрос.

И неудивительно, что нынешний вариант конституции не нашел поддержки у французов. Ведь она не разрешает никаких противоречий основных групп интересов в рамках ЕС, а просто является компромиссом между ними.

Референдум во Франции интересен как яркий пример отказа нации проглотить то, что ей навязывается. Это голосование против бюрократического подхода к государственным делам – и внутри страны, и в масштабах Европы.