От редакции: Мягкость силы

Хорошо, что осенью в Нью-Йорке откроется выставка “Россия!”. Как ни странно, российские художники прошлого и настоящего могут немало сделать для более эффективной внешней политики, а также и для починки российского имиджа в мире.

Речь, конечно, не о том, чтобы политизировать культурные события. Это крайне вредно. Аудитории сразу становится ясно, что ей пытаются что-то скормить. Наоборот, будет гораздо лучше для имиджа, если его “деполитизировать”. Важно не рассматривать давнюю и сложную проблему имиджа России как сугубо политическую.

Среди стран “восьмерки” Россия внушает жителям нашей планеты меньше всего симпатий. А по доле негативных отзывов “хуже” России только США. Это результат прошлогоднего всемирного опроса “Глас народа”, который проводится Gallup Inernational.

Разница между двумя самыми нелюбимыми странами мира в том, что у США неизмеримо больше военный бюджет и вообще больше всего того, что американский политолог Джозеф Най предложил называть “жесткой силой”. Най считает большой ошибкой нынешних американских лидеров то, что под силой и влиянием они понимают только военную и финансовую мощь страны, пренебрегая “мягкой силой” – гуманитарным влиянием. Американский политолог считает серьезным риском для США резко ухудшившееся восприятие политических решений и в целом отношение к стране в мире.

Для России та же проблема гораздо острее, поскольку “жесткой силы” у нас меньше. С другой стороны, запас “мягкой силы” глубок и разнообразен. Задача в том, чтобы им правильно пользоваться. Большая обзорная выставка по всему русскому искусству – это, конечно, замечательно; обзоры в прессе будут хотя бы потому, что выставка пройдет в Музее Гуггенхайма. Важно показать, что в русском искусстве есть не только Фаберже и авангард. Но Дионисий вместе с Айвазовским и современными художниками – это очень похоже на хрестоматию, где написано обо всем и одновременно ни о чем.

Так получается, если крупные культурные проекты за рубежом делаются от случая к случаю. За что-то отвечают культурные атташе посольств, за что-то – бюро РИА “Новости”, за что-то вообще никто не отвечает. У тех стран, которые в опросе того же Gallup занимают верхние места, – Италии, Франции, Японии, Британии – существуют “культурные агентства” в форме информационных центров, советов и институтов. Они координируют деятельность и отвечают за постоянное присутствие своих культур в других странах. Это вопрос не столько финансирования, сколько организации.