От редакции: Неравная схватка

Большинство других чиновников, вероятно, считают финансовый рынок маргинальным сектором экономики, поскольку не задумываются о мгновенных и долгосрочных последствиях своих действий для российского фондового рынка. Обычных граждан все это тоже оставляет равнодушными, так как в игре они не участвуют.

С момента реформирования и создания собственно ФСФР служба последовательно старается бороться с перетеканием российского финансового рынка на Запад. По оценкам самой ФСФР, в 2004 г. основной объем сделок с российскими акциями – около 75% – пришелся на иностранные фондовые биржи. И в проекте стратегии развития финансового рынка России, представленном в марте 2005 г. в правительство, переток операций с акциями российских компаний на европейские и американские рынки назван в числе главных препятствий для развития российского фондового рынка.

Регулятор достаточно ясно представляет себе причины явления. И пытается бороться с тем, с чем может. Например, тщательно следит за выполнением требований закона о рынке ценных бумаг, по которому перед первичным размещением акций на иностранной бирже нужно пройти обязательный листинг на российской площадке. При этом специалисты ФСФР не ограничиваются формальным подходом. Например, торговая сеть “Пятерочка”, не имеющая листинга в России, в начале мая разместила в Лондоне 30% акций компании, зарегистрированной в Нидерландах. Формально ничего не нарушено, но ФСФР уже предупредила, что использование таких схем – размещение акций иностранных компаний, все активы и бизнес которых находятся в России, – недопустимо. Поэтому эмитентов и инвестбанки, которые организуют эти IPO, официально попросили больше так не делать.

Требование об обязательном национальном листинге перед выходом на иностранные биржи – нормальная практика, принятая во многих странах. Можно отметить и цивилизованный подход к проблеме со стороны ФСФР: никаких мгновенных жестких санкций, просто официальное предупреждение. И эмитенты все поняли: “Пятерочка” уже заявила, что готова пройти листинг и в России, о том же договорился с ФСФР и недавно разместивший акции в Лондоне “Евразхолдинг“.

Не спорят и получившие такое же предупреждение инвестбанкиры. Хотя технологически им, конечно, удобнее работать именно в Лондоне и Нью-Йорке – там сосредоточены их специалисты, продуманы и проработаны юридические и финансовые схемы на все случаи жизни и желания клиентов. Но родину клиентов не выбирают.

Устанавливая цивилизованные отношения с подопечными, ФСФР ослабляет поведенческий фактор бегства рынка на Запад – удобство для инвестбанков. Но помимо объективных трудностей ФСФР приходится вести неравный бой с последствиями проблем, созданных другими. Незащищенность прав собственности, отсутствие судов, налоговый террор, отсутствие долгосрочных инвесторов – всего и не перечесть – оказываются гораздо сильнее и гонят эмитентов за границу.

Говорят, что реальную демократию в России может обеспечить лишь “демократия налогоплательщиков”, когда основное налоговое бремя ляжет на граждан и политика будет им интересна, поскольку станет прямо влиять на них. По аналогии, чтобы российский финансовый рынок превратился в один из главных механизмов распределения инвестиций в экономике, нужна “демократия владельцев ценных бумаг“, когда от динамики рынка будет зависеть благосостояние множества людей. Но до этого пока далеко.