Осторожно: евро

Евро – вот настоящий стержень Евросоюза, а вовсе не брюссельские бюрократы или отвергнутая самими же европейцами конституция. Разгоревшиеся споры о будущем ЕС могут изменить направление и характер интеграции. Но сохранение единой валюты в любом случае останется гарантом европейского единства.

Волна недовольства жителей старой Европы евробюрократами и их видением будущего ЕС формирует общественно-политическую повестку дня в ЕС. И политики уже пытаются зарабатывать на этом очки. Министр соцобеспечения Италии Роберто Марони предложил Италии подумать о выходе из еврозоны. Очень многие европейцы убеждены, что введение евро привело к росту цен и падению уровня жизни. При этом единая валюта не помогает решать проблемы экономической стагнации, конкурентоспособности и занятости.

Но единая валюта сама по себе и не может их решить. Причины названных проблем – излишняя зарегулированность (особенно это касается рынка труда) и большое бремя социальных обязательств, лежащих на компаниях. Следствие – стагнация экономики еврозоны. Тут нужны сложные реформы, попытки провести которые во Франции сделали правительство Рафаррена крайне непопулярным и привели к его недавней отставке. Естественно, обвинить во всем единую валюту просто.

Евро реально увеличивает возможности экономической интеграции, в том числе и для повышения конкурентоспособности, и для ускорения экономического роста – исчезают издержки конвертации и валютные риски для операций компаний внутри еврозоны. Просто плюсы единой валюты нивелируются структурными проблемами европейских экономик.

Не стоит недооценивать и глобальный аспект появления единой валюты у 12 богатейших стран Европы – это реальная альтернатива мировой резервной валюте, которой раньше был доллар. Конечно, центробанки – прежде всего азиатских стран – не бросились тут же менять доллары на евро, но возможность выбора у них появилась. И они начинают ею пользоваться – вспомним, например, заявления ЦБ Южной Кореи в феврале 2005 г., после чего доллар упал к евро сразу на 1,4%. Все это расширяет рынок заимствований и удешевляет их для правительств и компаний еврозоны.

Правительство Италии открестилось от идеи Роберто Марони. А политологи оценили это как маневр: игра на актуальной теме и удар по конкурентам – левоцентристам. Последних сегодня возглавляет бывший председатель Еврокомиссии Романо Проди – можно возложить ответственность за проблемы на политических соперников. Рынки тоже не приняли угрозу всерьез – курс евро, упавший на новостях из Франции и Нидерландов за неделю на 2,8%, на заявление министра отреагировал вяло. Но эксперты говорят, что не стоит попусту раскачивать лодку, подрывая доверие к евро.

Этот же совет можно адресовать и российским властям, грозящимся резко укрепить рубль для борьбы с инфляцией. Но это такое же перекладывание с больной головы на здоровую, как в случае с евро и безработицей. Зато подорвать доверие населения и бизнеса к рублю очень даже можно. Особенно если укрепление сильно ударит по экспортерам и через некоторое время курс решат резко опустить. Валюта – это не игрушка, и едва ли разумно использовать ее как средство реагирования на конъюнктурные перепады.