От редакции: Лесин как Ходорковский

По иронии судьбы последним, кто мечтал о сравнимом по масштабу проекте по улучшению имиджа России в мире, был Михаил Ходорковский. Еще в 2002 г. он предложил коллегам из РСПП создать англоязычные интернет-портал и деловой журнал, а также провести рекламную кампанию в западных СМИ. В условиях тендера для разработчиков портала говорилось, что интернет-ресурс нужен “для освещения улучшений, происходящих в сфере российского бизнеса”, а рекламная кампания призвана рассказать миру “о прогрессе, достигнутом в области создания благоприятного инвестиционного климата в России”. Бизнесмены успели даже подвести итоги тендеров, но после ареста автора и главного идеолога идеи проект был заморожен на неопределенный срок – видимо, олигархи решили, что платить за рассказы об “улучшении” и “прогрессе” в контексте известных событий все равно бессмысленно.

Но англоязычный интернет-ресурс, посвященный России, все-таки появился независимо от РСПП – Russiaprofile.org учредили издательский дом Independent Media совместно с РИА “Новости”. Это ориентированный на западное экспертное сообщество ежемесячник и web-издание. Интернет-проекты, рассчитанные на западную аудиторию, были и у близкого к Кремлю Фонда эффективной политики. Еще до продажи сайта strana.ru ВГТРК его создатели открыли два англоязычных ресурса – www.russianobserver.com и www.therussianissues.com. Но проекты не были успешными, ВГТРК они оказались ни к чему, и сейчас адрес www.russianobserver.com продается в сети за $2888, а www.therussianissues.com – за $1888.

Однако печальная судьба многих англоязычных ресурсов не смущает советника президента Михаила Лесина, которому и принадлежит идея создания круглосуточного новостного телеканала.

Такой проект по определению будет стоить на порядок дороже сайтов. Детали проекта пока держатся в секрете – известно только, что на первых порах канал будет жить за счет кредитов неких коммерческих банков и, возможно, помощи федерального бюджета. Который, кстати, существенно пополнился от продажи “Юганскнефтегаза”. Так что Ходорковский – хочет он теперь этого или нет – все-таки заплатит за улучшение имиджа России за рубежом.

Радио “Свобода” и всемирная радиослужба BBC тоже живут за счет средств налогоплательщиков, но крупнейшие международные телевизионные проекты – СNN и BBC World – работают исключительно на коммерческой основе, не получая из бюджета ни копейки. При этом BBC World при всей его популярности все-таки безнадежно убыточен (дефицит бюджета в этом году составит около 11 млн фунтов стерлингов) и финансируется за счет прибыли других коммерческих проектов BBC, так что успешно конкурировать на рынке международных теленовостей нелегко в принципе. Другое дело, что новый российский проект будет полезен хотя бы тем, что по комментариям CNN и Russia Today к одним и тем же событиям англоязычная аудитория сможет адекватно судить о степени независимости телевидения в России. И если о событиях в стране Russia Today будет рассказывать в традициях ОРТ и телеканала “Россия”, рекламная кампания рискует превратиться в мощный анти-PR. Потому что в отличие от российских телезрителей у западных достаточно альтернативных источников информации и внушить им, например, что российские пенсионеры в восторге от монетизации льгот, будет гораздо сложнее.