От редакции: Неприкрытая тайна

Трудно сказать, кого мы стремимся застать врасплох сейчас. Завеса секретности вокруг расходования военной части российского бюджета подрывает экономическую основу, а значит, и остатки боеспособности российской армии. Со времен Сталинграда и Курской дуги методы шпионажа шагнули далеко вперед. В соответствие с ними давно должна быть приведена и политика секретности: прятать только то, что имеет смысл прятать.

Современное оружие – сложная, высокотехнологичная продукция. Для разработки и принятия на вооружение новой техники, как правило, нужно несколько лет. А, например, в судостроении годы уходят только на производственный цикл. Сейчас многие предприятия ВПК уже превратились в весьма эффективные компании с продвинутым менеджментом. Но как наладить нормальное финансовое и бизнес-планирование, если контракты заключаются всего на год и с финансированием из бюджета на следующий год полная неясность? При этом объемы ежегодных закупок так малы, что рентабельность производства оказывается отрицательной.

Переход на трехлетние контракты при закупках вооружений и рост гособоронзаказа – логичный и нужный шаг. Однако это необходимое, но не достаточное условие наведения порядка в закупках военной техники. Позитивные сдвиги со стороны Минфина и производителей есть, а со стороны Минобороны – нет.

Детализация военной части расходов бюджета минимальна, все закупки военной техники и расходы на перспективные разработки (НИОКР) засекречены. Но неэффективность системы видна невооруженным глазом даже сквозь секретность. Объем гособоронзаказа в 2005 г. в номинальном выражении – 180 млрд руб. – уже сравним с экспортной выручкой от продажи оружия за рубеж.

При этом в физическом выражении речь идет о покупке буквально единиц танков, модернизации нескольких самолетов и приобретении пары стратегических ядерных ракет.

При этом интересен опыт США – нашего бывшего противника по холодной войне, который сейчас озабочен вопросами безопасности прежде всего в контексте борьбы с терроризмом. Еще в 1961 г. американские власти во главе с Джоном Кеннеди определили приоритет эффективности над секретностью. В то время под руководством бывшего топ-менеджера компании Ford Роберта Макнамары была создана система военных закупок, ориентированная на результат.

Важнейшая черта этой системы даже не принятый в бизнесе подход к бюджетному планированию с гибкими временными горизонтами и обоснованием запросов со стороны Минобороны. Главное – открытость для независимого анализа обоснованности тех или иных закупок и расходов на них, что позволяет обеспечить эффективный общественный контроль. Хотя секретность в особо чувствительных сферах, конечно, сохраняется.

На сайте Минобороны США по адресу http://www.asafm.army.mil/budget/fybm/fybm.asp любой может оценить, сколько и какой техники купила армия США за последние финансовые годы. Материалы сенатских слушаний обоснованности тех или иных закупок армии США – как, например, выбор колесного БТР вместо гусеничного – также доступны публике. По соображениям военной тайны закрыты лишь конкретные цифры характеристик техники, что не мешает оценить обоснованность и эффективность расходов.

В мутной воде интересно ловить рыбу, а не воевать. Отсутствие контроля за расходами и ответственности за их неэффективность, оправдываемое секретностью, не повышает обороноспособность страны. Скорее, наоборот, ставит ее под угрозу.