От редакции: Всей нефти мало

Впервые за несколько лет российский бизнес слабо выступил в неофициальном чемпионате мира по капитализму. В новом рейтинге 500 крупнейших компаний мира по версии британской Financial Times представительство российских компаний сократилось и в абсолютном, и в относительном выражении.

Критерий отбора в рэнкинг FT 500 – капитализация, а обязательное условие – публичность. Несмотря на все известные недостатки этого показателя, рыночная капитализация едва ли не самый удачный ориентир для сравнения. И дело не только в доступности цен всех публичных компаний и их сравнимости – несмотря на отраслевую и иную специфику. Более важно, что капитализация – суммарная и общепризнанная оценка данных о прошлых успехах и нынешнем состоянии, а также прогнозов и ожиданий. Возможные ошибки и искажения – неизбежный, но управляемый риск.

Как бы там ни было, сегодня именно капитализация и ее динамика определяют возможности компании по привлечению инвестиций, а значит, и возможности роста. Поэтому рэнкинг FT 500 не просто топ-лист, но еще и срез структуры мировой экономики и диагноз для отдельных ее секторов и стран. Сектора-лидеры с 2004 г. не изменились: банковский, нефтегазовый, телекоммуникационный и фармацевтика и биотехнологии. США лидируют и по количеству, и по стоимости компаний в списке. На втором месте по числу компаний – Япония. Но чувствуется, что она еще не преодолела последствия кризиса: по суммарной капитализации на втором месте Великобритания. Успехи острова показательны еще и потому, что экономика континентальной Европы сегодня стагнирует. Для России рэнкинг тоже весьма показателен, особенно если сравнить его с 2004 г.

Капитализация списка в 2004 г. выросла по сравнению с 2003 г. на 36%, а капитализация российских компаний увеличилась на 132%. Тогда наше представительство увеличилось с пяти до семи компаний из четырех отраслей с общей капитализацией $174,5 млрд (“Газпром” на 77-м месте). Сегодня же все с точностью до наоборот: российская часть FT 500 сузилась до четырех компаний из двух секторов – нефтянки и связи. И хотя оставшаяся “большая четверка” за год выросла в цене, но в сумме – $140,87 млрд – составляет лишь 80% от уровня российского представительства в 2004 г., при том что общий список за год “вырос в цене” на 10,6%.

Но еще более показательным кажется то, как слабо выступила наша нефтянка, при том что прошедший год дорогой нефти удачнее всего был именно для нефтяников. ExxonMobil подорожала на 44,2%, заняла второе место и почти сравнялась с лидером – разница менее 0,5%. BP стала дороже на 26,8% и заняла пятое место, а Royal Dutch/Shell, несмотря на все скандалы с завышением резервов, вырос на 32,6% и стал девятым. На этом фоне “Лукойл” подорожал всего на 15,9% и смог подняться до 186-го места, а “Сургутнефтегаз” вообще потерял девять позиций, так как подорожал лишь на 3,7%. Пристойный результат – +34% и 58-е место – показал лишь “Газпром”, рост которого основан на слухах о либерализации рынка акций и поглощении активов “ЮКОСа”.

Изменения в новом списке FT 500 подтверждают опасения, что инерция роста экономики России не просто исчерпана, но и сменилась на инерцию замедления. И даже дорогая нефть уже не гарантирует роста.