От редакции: Космический ВВП

По итогам 2003 и 2004 гг. Украина вошла в число мировых лидеров по темпам роста экономики – 9,4% и 12,1% соответственно. Однако Служба безопасности Украины (СБУ) на прошлой неделе заявила, что феноменальный результат в 2004 г. был сфабрикован. “За счет фиктивного экспорта можно было отчитываться о космическом увеличении ВВП”, – сказал глава СБУ Александр Турчинов. По его мнению, в фиктивном росте в основном виноваты металлургические предприятия донецкого региона. Согласно расчетам силовиков, настоящие темпы роста в прошлом году составили менее 4%.

Такая переоценка экономического прошлого позволяет убить сразу двух зайцев. Во-первых, расследование фактов лжеэкспорта открывает возможность для предъявления значительных налоговых претензий бизнесменам, поддерживавшим оппозицию накануне выборов. Эта схема уже доказала свою краткосрочную политическую эффективность в России. А во-вторых, позволит Киеву исправить неприятную макроэкономическую картину. Иначе как можно объяснить тот факт, что при “демократическом, народном, антикоррупционном” режиме Виктора Ющенко экономика растет в 1,5–2 раза медленнее, чем во времена обвинявшегося в бесчисленных злоупотреблениях Леонида Кучмы? Однако оправдание экономического спада недостоверной статистикой и правонарушениями предшественников вряд ли можно назвать конструктивным, даже если эти обвинения суд признает справедливыми. К сожалению, украинские власти вместо того, чтобы реализовать позитивную программу реформы, слишком увлеклись реваншизмом.

При этом многие экономисты сомневаются в достоверности расчетов украинских силовиков и указывают на множество косвенных свидетельств того, что экономика Украины действительно росла очень быстро.

Между тем экономический бум в 2004 г. пережила не только Украина, но и Белоруссия. В декабре прошлого года Международный валютный фонд (МВФ), эксперты которого очень долго сомневались в достоверности официальной статистики Минска, признал все же точность объявленных цифр роста ВВП на 11% за 11 месяцев 2004 г. “Наши прогнозы относительно экономического роста строились без полного учета тех положительных последствий, которые имеет для экономики Белоруссии рост цен на нефть”, – признал бывший глава миссии МВФ в Минске Том Ричардсон. По его мнению, рост благосостояния российских граждан вследствие высоких цен на нефть подстегнул потребительский спрос на белорусские товары. А это, в свою очередь, дало мощный импульс белорусской экономике, которая росла в полтора раза быстрее российской. Для Украины приток нефтедолларов в Россию оказался, видимо, столь же полезным, как и для Белоруссии.

Нынешние показатели экономики Украины – рост на 5% в годовом исчислении за четыре месяца с начала года при прогнозе правительства на 2005 г. на уровне 8,2% – на фоне итогов 2004 г. выглядят довольно блекло.

Оранжевая революция на Украине стала триумфом воли народа, который не позволил властям украсть у него право выбора пути развития. Но бархатной она была только с точки зрения бескровности. А для экономики события ноября – декабря 2004 г. стали настоящим кошмаром. Длившиеся более полутора месяцев акции протеста практически парализовали экономическую активность в стране, кое-где едва не дошло до перебоев с поставками продовольствия. Популистское, принятое в пылу предвыборной борьбы решение об удвоении пенсий легло дополнительным тяжелым бременем на бюджет.

Не добавил здоровья украинской экономике и всплеск дискуссий о деприватизации, национализации, а также о введении государственного регулирования цен на некоторые товары, в первую очередь на бензин. Рассчитывать на повторение результата 2004 г., когда инвестиции в основной капитал на Украине выросли на 28%, во многом обеспечив высокие темпы роста ВВП, уже не приходится.

Украинским властям нужно взглянуть правде в глаза: им досталось тяжелое наследство, и сами они уже успели наделать ошибок. Руководствуясь политическими соображениями и поддаваясь эмоциям, вряд ли можно будет их исправить.