От редакции: 6% популизма

Депутаты из “Единой России” нашли оригинальный способ потратить дополнительные доходы бюджета. Они хотят субсидировать процентные ставки по ипотечным кредитам таким образом, чтобы вместо 15–18% годовых в рублях гражданам приходилось платить около 6%.

Чтобы купить подмосковную двушку стоимостью $50 000 с помощью десятилетнего ипотечного кредита по ставке 9,9%, нужно зарабатывать не меньше $1300 в месяц, при этом ежемесячный платеж по кредиту превысит $500, а первоначальный взнос (20%) – $10 000. При большом желании взнос можно снизить и до $5000, но в этом случае платить придется почти по $650 в месяц. Если перенести искомую двушку в Москву, и зарплату, и первоначальный взнос, и регулярные платежи придется удвоить.

Если депутаты Госдумы при помощи многомиллиардных бюджетных субсидий снизят банковскую ставку до 5% в рублях, это, конечно, уменьшит плату за кредит, но не изначальную стоимость квартиры, которая для малообеспеченных граждан все равно будет оставаться абсолютно неподъемной. По данным Госкомстата, средняя номинальная заработная плата в стране составила в апреле 8133 руб. А с таким доходом (около $280) при сегодняшних ценах на недвижимость взять кредит невозможно в принципе, вне зависимости от того, субсидируется его ставка или нет.

И если депутаты непременно хотят потратить допдоходы бюджета, может быть, есть смысл пустить их на помощь действительно нуждающимся, а не тем, кто получает стабильную зарплату значительно выше средней?

Для адресной помощи нуждающимся у государства вполне достаточно механизмов. Есть, например, целевая программа “Жилище” на 2002–2010 гг., на которую федеральный бюджет должен потратить в общей сложности больше 26 млрд руб. В некоторых регионах есть льготные ипотечные программы для молодых семей, субсидируемые региональными властями. Но идею ввести отрицательные, по сути, процентные ставки по жилищным кредитам для всех без исключения, вне зависимости от величины дохода и социального статуса, могло родить только очень больное воображение.

Тем более что возможности уменьшить ставки рыночными методами далеко не исчерпаны. На рынке до сих пор нет ипотечных ценных бумаг, которые могли бы стать интересным и надежным инструментом инвестирования (закон об этих бумагах был принят еще в 2003 г., но чиновники, в частности из Федеральной службы по финансовым рынкам, до сих пор не выпустили необходимые подзаконные акты). Да и над пакетом законов о рынке доступного жилья по-хорошему нужно еще работать и работать. Правда, решение множества технических проблем, мешающих развитию ипотеки, требует гораздо больших интеллектуальных усилий и дает к тому же гораздо меньший PR-эффект, чем предложение сразу снизить ставки до 6% в рублях.

Кроме того, субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам – процесс многолетний, а рекордные цены на нефть могут со временем снизиться и даже обвалиться. И что в этом случае будут делать депутаты и правительство? Отказываться от взятых на себя обязательств? Но ведь зарплаты многих потенциальных заемщиков тоже так или иначе зависят от нефтяных цен, и в случае кризиса граждане не смогут платить больше. Может быть, прежде чем изобретать новые способы решения жилищной проблемы, стоит испробовать старые и менее рискованные? Например, создать, наконец, условия для выпуска ипотечных ценных бумаг и посмотреть, как на них отреагирует рынок.