От редакции: Глубокое курение

Ситуация с ограничением торговли табачными изделиями напоминает маятник. Принимаем жесткий закон – смягчаем жесткий закон. Но борьба лоббистов за метры и рубли отвлекает от реальных шагов по решению проблемы табачной зависимости в России.

Поправка, запрещающая продажу сигарет в радиусе 100 метров от школ, в свое время вызвала понятное недовольство со стороны производителей табака. Их аргументы: проблему подросткового курения поправка не решает, зато создает благоприятную среду для ограничения конкуренции и коррупции. Более того, настаивали табачники, депутаты из многомиллионной Москвы забыли, что в России множество городов и деревень, где все основные учреждения – администрация, школа, клуб и магазин – сосредоточены на центральной площади.

Тем не менее запретительная поправка была принята и с 1 июня 2005 г. вступила в действие. Но еще до конца месяца ряд депутатов внесли в Госдуму поправку, во многом нивелирующую имеющийся запрет.

Что не так уж и важно, поскольку для борьбы с подростковым курением в любом случае нужны гораздо более серьезные меры.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2002 г. в России курили 22,5% молодых людей в возрасте 15 лет – 27,4% юношей и 18,5% девушек. С возрастом количество курильщиков мужского пола сильно увеличивается: по данным той же ВОЗ, в 2001 г., в России курили 60,4% мужчин и 15,5% женщин.

Дело не в запретах. Например, в Норвегии проблема подросткового курения даже острее, чем у нас: по данным ВОЗ, в 2002 г. курили 23,4% молодых норвежцев, а среди девушек вообще 26,6%. С прошлого года курение во всех общественных местах в этой стране запрещено. Любая реклама табака, в том числе и спонсорские мероприятия, также полностью запрещена – кроме некоторых кабельных каналов с “неширокой аудиторией”. Средняя пачка сигарет в Норвегии почти в 10 раз дороже, чем в России. С возрастом в Норвегии число курильщиков мужского пола почти не растет. Это было очевидно и до введения драконовских запретов. В 2003 г. курили 27,2% мужчин и 25,3% женщин. В Норвегии один из самых низких показателей потребления сигарет на душу населения – всего 579 штук в год, при том что в соседней Швеции – 902, а в России – 2412.

Курение – это не медицинская, а социальная проблема. Ее нельзя решить запретами и ограничениями, нужен целый комплекс мер, которые – и это критически важно – должны быть взаимосвязаны.

В результате широкой общественной кампании курение должно стать непрестижным и невыгодным, как, например, в США и Скандинавии. Именно поэтому количество взрослых курильщиков в той же Норвегии почти не растет: курить немодно, это вредит карьере и бьет по кошельку – не только из-за дорогих сигарет, но и из-за более дорогой медстраховки, например. А манипуляции с безникотиновой зоной лишь усиливают коррупционные подозрения в отношении Госдумы, дискредитируя идею антитабачных мер.