От редакции: Страховка от нечистот

Теперь партия “Яблоко” хочет узаконить обязательное страхование экологической ответственности “опасных” предприятий, которое позволило бы быстро и эффективно устранять последствия аварий и техногенных катастроф – таких, как разлив мазута в Тверской области или слив 12 000 т нечистот в Москву-реку во время майского отключения электричества.

По Гражданскому кодексу подобное страхование может быть обязательным, но идея “яблочников” наверняка вызовет много споров. Во-первых, действующий закон об охране окружающей среды совершенно недвусмысленно обязывает виновника любой аварии возместить ущерб, нанесенный окружающей среде (который может оказаться очень существенным). При этом существует добровольное страхование экологических рисков, которым могут воспользоваться все, кто не хочет расплачиваться за возможные аварии самостоятельно. Наконец, в России много лет действует и так называемое “обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта”. “Опасные объекты” тоже перечислены в законе – под его действие подпадают, в частности, добыча нефти, химическое и металлургическое производство, а вот предприятия транспорта, например РАО “РЖД”, страховаться не обязаны. Но это ничуть не мешает монополии нести полную ответственность за последствия той же аварии в Тверской области.

Опыт ликвидации этой и других катастроф показывает, что проблема часто кроется даже не в отсутствии денег, а в том, кто и каким образом устраняет последствия аварии. В случае с последним разливом мазута этим занимался оперативный штаб, объединивший сотрудников РАО “РЖД”, МЧС и областной администрации.

Теперь замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь публично обещает привлечь руководителей РАО “РЖД” к уголовной ответственности по статьям “халатность” и “экоцид” (последняя предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет). Чиновника возмутил тот факт, что в первые часы после аварии мазут засыпали щебенкой вместо того, чтобы не дать ему уйти в землю и просочиться в близлежащие водоемы. В результате концентрация нефтепродуктов в реке Гостюшка, по словам замгубернатора Тверской области Владимира Грабарника, по состоянию на 22 июня превысила предельно допустимую в 27 раз. При этом – по словам того же Митволя – сразу после аварии компания ТНК-BP, имеющая большой опыт устранения последствий подобных катастроф, предложила руководителям МЧС и РЖД свою помощь, которая почему-то была отвергнута. Бесплатный сорбент, предложенный другой частной компанией, тоже оказался не нужен.

Железнодорожники возражают на это, что вся работа по ликвидации последствий аварии шла в строгом соответствии с инструкциями РАО и постановлениями правительства, которые никакой помощи от частных компаний не предусматривают. Разобраться, на чьей стороне правда, неискушенному наблюдателю довольно трудно, но, когда руководители Росприроднадзора публично обвиняют коллег из РАО “РЖД” в экоциде, это само по себе очень нездоровый симптом. Поэтому, прежде чем вводить дополнительные сборы с предприятий в виде обязательного страхования экологической ответственности, есть смысл решить, как грамотно тратить хотя бы те средства, которыми ликвидаторы аварий располагают сейчас. Или как минимум ответить на вопрос, допустима ли в чрезвычайных ситуациях помощь частных компаний и что лучше – откачивать разлившийся мазут насосом ТНК-BP или засыпать его щебенкой собственными силами.