От редакции: Машинное доение

Государство все активнее собирает деньги с бизнеса и все больше входит во вкус их расходования. Но ведь благосостояние определяется не только размером доходов, но и стабильностью их поступления.

Дела бюджета сегодня действительно хороши как никогда. По состоянию на начало июня 2005 г. профицит бюджета составлял 1,132 трлн руб., объем стабфонда на конец года планируется на уровне 1,196 трлн руб. В планах на 2006 г. – профицит в 500 млрд руб. и стабфонд по итогам года на уровне 1,74 трлн руб.

Больше налогов собирают не только с крупного бизнеса. Минфин отрапортовал о заметном росте поступлений и от малого бизнеса – в 2004 г. он заплатил государству в общей сложности более 57 млрд руб. Правда, рост поступлений единого налога на вмененный доход на 54,7% во многом объясняется сильным их падением в 2003 г. – сразу на 42,5%. Зато доходы бюджета от упрощенной системы налогообложения растут второй год подряд и увеличились в прошлом году в полтора раза.

На фоне такого изобилия государство не стесняется тратить деньги. Реформа по монетизации льгот обойдется бюджету-2005, по оценкам экспертов, вдвое дороже запланированных на нее 300 млрд руб. Мощным прессом для всех бюджетов на следующие три года стало обещание удвоить денежное довольствие военных и зарплаты бюджетников, а также повышения пенсий. Только последняя мера обойдется бюджету более чем в 500 млрд руб. в следующие три года. А есть еще госинвестиции (380 млрд руб. в бюджете-2006 и 70 млрд руб. в инвестфонде), повысить которые требуют депутаты Госдумы. И постоянно растущий, но уходящий как вода в песок гособоронзаказ – 180 млрд руб. в 2005 г.

В итоге, по мнению экспертов Международного валютного фонда, в 2006 г. бюджет будет бездефицитным, только если цена на нефть не упадет ниже $31 за баррель. Но на фоне нынешних $60 за баррель такие предостережения российским чиновникам, наверное, кажутся просто смешными. И похоже, что они не задумываются, сохранится ли такое изобилие в будущем.

Рост нефтедобычи прекратился, хотя пока и находится на высоком уровне – 9,3 млн баррелей в день (май 2005 г.). По мнению экспертов, происходящее – закономерный итог политики давления на нефтяной сектор. Сыграло роль и недавнее повышение налогов. Вместе с высокими издержками железнодорожного экспорта нефти из-за нехватки трубопроводов это приводит к тому, что увеличивать добычу на не слишком эффективных месторождениях даже при сверхвысоких мировых ценах нет никакого смысла.

Замедляется рост и в секторе малого бизнеса. Реальный объем производства малых предприятий вырос в 2004 г. всего на 21% против 29,5% годом ранее, а число самих малых предприятий выросло лишь на 7% против 8,6% в 2003 г. Представителям малого бизнеса не удалось добиться от Минфина почти никаких улучшений в сфере налогового администрирования. Упрощенная система налогообложения практически неприменима для производств. Ненужный в режиме вмененного налога (налог не зависит от выручки) кассовый аппарат не отменен. Более того, правительство готовит постановление о введении спецблока к кассам, что приведет к новым поборам с малого бизнеса. А Высший арбитражный суд признал, что штраф в $1000 за невыбитый чек на 180 руб. – это нормально.

Государство лишь совершенствует навыки доения и изъятия налогов и крайне недостаточно развивает навыки поощрения.