От редакции: Игры доброй воли

Зато у президента и правительства появится прекрасный шанс продемонстрировать инвесторам добрую волю. Другими словами, чиновники, которые раньше пытались бороться за экономический рост, теперь сделали выбор в пользу чистого искусства.

Об амнистии, провести которую предложил президент Владимир Путин, известно следующее: согласно предварительному плану Минфина пройдет она с 1 января по 1 июля 2006 г. и затронет исключительно физических лиц, которые смогут легализовать капиталы, заполнив декларации и заплатив подоходный налог по ставке 13%. При этом происхождение “нелегальных” денег предварительно должна будет внимательно изучить Федеральная служба по финансовому мониторингу. Аналитики единодушно считают, что вернуть деньги на таких условиях решится только сумасшедший. Потому что, во-первых, мало кому захочется связываться с финансовой разведкой. А, во-вторых, если бы граждане готовы были платить со своих доходов 13%-ный подоходный налог (а эта ставка действует в стране уже пятый год подряд), то они делали бы это без всякой амнистии и обязательных встреч с работниками ФСФР.

Известен опыт Казахстана. Чтобы легализовать деньги, гражданам было предложено зачислить их на счета в специальные банки, входящие в систему коллективного гарантирования вкладов, в течение 30 дней – с 14 июня по 13 июля 2001 г. Никаких налогов платить не требовалось – более того, в процессе акции государство уничтожило все налоговые декларации за период с 1995 по 2000 г., чтобы полностью исключить возможность преследований неплательщиков. В результате за месяц в страну вернулось около $480 млн. В Ирландии амнистия 1988 г. легализовала $1,5 млрд (2,5% ВВП), в Турции в 1998 г. – $20 млрд, в американском штате Арканзас – $2 млрд, т. е. при желании акция вполне может оказаться успешной. Главное – понимать, ради чего ее проводить, и сделать условия амнистии приемлемыми для инвесторов.

Добиваясь притока инвестиций, власти Казахстана параллельно с амнистией провели целый комплекс мероприятий, направленных на развитие национальной экономики, – приняли новый Налоговый кодекс, упростили процедуру регистрации предприятий малого и среднего бизнеса.

В России ситуация все-таки иная: совсем недавно Мещанский суд вынес беспрецедентно суровый приговор двум бывшим миллиардерам, налоговики свирепствуют, предъявляя компаниям все новые крупные претензии или требуя от фирм из одних регионов высылать кипы налоговой документации в инспекции из других. То есть ничто не свидетельствует о том, что легализованный капитал встретят с распростертыми объятиями. Понятно, что авторы идеи не могут всего этого не понимать, – и тем не менее полны решимости.

Неудачный опыт легализации спрятанного от налогов капитала в России уже был – правда, первая амнистия касалась не граждан, а компаний. В 1993 г. президент Борис Ельцин своим указом предложил им легализовать капиталы, добровольно заплатив при этом все налоги (т. е. смысл амнистии сводился только к избежанию штрафов и пеней). Причем целью мероприятия был не приток инвестиций, а пополнение бюджета. То есть государство, по сути, признавало, что взыскать налоги оно не способно и в этой связи срочно требуется помощь людей доброй воли. Но это откровенное признание мало кого тронуло, вспоминает руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, и сколько-нибудь масштабной легализации не последовало.

Желание президента и правительства именно сейчас сделать какой-нибудь красивый жест, в принципе, можно понять. Но амнистию нельзя проводить регулярно – возможность легализовать спрятанные от налогов капиталы должна появляться раз в жизни. Потому что процедура амнистии, как ни банально это звучит, в идеале должна сопровождаться раскаянием. И со стороны государства, которое по каким-то причинам не смогло их собрать. И со стороны бизнеса, который взял бы на себя обязательство платить налоги отныне и вовеки. И если провести сейчас амнистию, которой никто не воспользуется, шанс повторить ее в более адекватной редакции может и не представиться.