От редакции:

Схема госмонополии, предложенная Гордеевым, предельно проста: правительство создает государственную акционерную компанию (ГАК), которая будет скупать у заводов весь спирт, а затем перепродавать производителям алкогольной продукции. Таким образом весь спирт будет в руках государства, что поможет увеличить бюджетные поступления и бороться с паленой водкой, утверждают авторы идеи.

Отлично, но есть вопросы. Фактическая монополия на производство спирта существует в России и сейчас – в лице государственного “Росспиртпрома”, который контролирует, по разным оценкам, от 60% до 80% рынка. Причем эта корпорация создавалась в 2000 г. именно для наведения порядка на рынке, для борьбы с левой водкой, т. е. с той же целью, что и ГАК. В результате суррогата меньше не стало, зато налоговые долги “Росспиртпрома” с момента его образования неуклонно росли и только за 2002–2004 гг. увеличились, по данным Минфина, в 12 раз.

В итоге правительство решило приватизировать корпорацию уже в 2005 г. Не сумев уследить за производством спирта, теперь чиновники хотят проконтролировать его оборот. Что это изменит кроме того, что частные ликероводочные заводы, которые успели обзавестись собственным производством спирта, вынуждены будут продавать его государству, чтобы тут же снова выкупить обратно? Число плательщиков акциза сократится в 11 раз (вместо всех участников цепочки по производству и продаже алкогольной продукции акциз будут платить только спиртзаводы). В этой связи серьезно снизятся затраты государства на налоговое администрирование и затраты бизнеса на создание и функционирование акцизных складов. На этом очевидные плюсы госмонополии заканчиваются и начинаются минусы.    

Количество поддельной водки, по мнению участников рынка, не сократится, а резко возрастет. Во-первых, создание ГАК не перекроет каналы контрабанды спирта из стран ближнего зарубежья. Зато освобождение ликероводочных заводов от акциза автоматически снизит контроль за их деятельностью. В место подорожавшего монопольного спирта они смогут спокойно покупать дешевый левый. Во-вторых, специалисты опасаются, что после вступления в ВТО российские производители будут автоматически проигрывать иностранным: перенос акциза с водки на спирт (который ничуть не удешевит ее производство) не позволит облагать акцизом водку импортную.

Если бы чиновники действительно хотели обезопасить граждан от алкогольных суррогатов, логичнее было бы ввести госмонополию на розничную продажу алкоголя, как в Швеции, Финляндии и Норвегии. Там спиртное можно купить только в немногочисленных государственных магазинах. Но даже если не брать во внимание возможные социальные последствия, это привело бы к такому переделу рынка, на который чиновники замахнуться не в состоянии, поэтому тема госмонополии на розницу в правительстве даже не обсуждается. В итоге вместо “Росспиртпрома”, который, видимо, перейдет в частные руки вместе с миллиардными налоговыми долгами, появится новая и чистая от долгов госкомпания. И в этом смысле за чиновников можно только порадоваться – непонятно только, при чем здесь борьба за здоровье нации.