Челюсти

В то время от госсобственности отщипывали куски все, кому не лень. В 1992 г. “Роснефть” состояла более чем из 250 предприятий с добычей хорошо за сотню миллионов тонн нефти в год. Из крупных активов в нее не вошли “Когалымнефтегаз” (главный актив “ЛУКОЙЛа”) и “Юганскнефтегаз” (составивший основу “ЮКОСа”). Но уже к 1996 г. бывшие “дочки” стали основами для самостоятельных компаний – “Славнефти”, Восточной нефтяной компании, “СИДАНКО” (ушла Владимиру Потанину), “Сибнефти” (досталась Роману Абрамовичу) и др. А в 1998 г., перед самым переездом Богданчикова в Москву, из “Роснефти” едва не уплыл последний ценный актив – “Пурнефтегаз”.

Бизнесмен-государственник Сергей Богданчиков оказался настолько хищной акулой капитализма, что теперь плавать в его водах поостережется даже очень крупная рыба. Президент “Роснефти” в тандеме с президентским кормчим Игорем Сечиным получил “Юганск”, ушел от “Газпрома” и теперь собирается править нефтью Восточной Сибири и быть миноритарием “Сибнефти”.

Характер президента последней нефтяной госкомпании закален суровым сахалинским климатом и приватизацией. Именно на Сахалине начинал карьеру выпускник Уфимского нефтяного института. Инженер-нефтяник, а по совместительству политработник, Богданчиков быстро сделался начальником НГДУ, а в начале 90-х, когда кругом бушевала приватизация, возглавил “Сахалинморнефтегаз”, ставший одной из “дочек” государственной “Роснефти”.

И вот маятник власти качнулся в нужную сторону. Первым козырем, который президент “Роснефти” получил из рук Владимира Путина, было право продавать российскую долю нефти, добытой по соглашениям СРП. Правда, здесь Богданчикову перешел дорогу Михаил Ходорковский: не без его усилий использование режима СРП было заморожено. Потом Ходорковский сделал это еще раз, когда пожаловался Путину на Богданчикова за покупку “Северной нефти”, и нажил врага. Теперь “Роснефть” вовсю орудует в его хозяйстве и, того гляди, подомнет под себя остатки “ЮКОСа”. Натренированный олигархами Богданчиков строит новую нефтяную империю, которой позволено не церемониться с банками-кредиторами, а коллеги по отрасли предпочитают обходить ее стороной.

Выстроив свои империи, многие герои 90-х постарались сменить повадки. Одни обзавелись западными партнерами, иные мечтают бросить нефть и заняться футболом. В какую сторону эволюционирует госолигарх Богданчиков, нам еще предстоит узнать. Но что-то подсказывает, что спорт и яйца Фаберже – это не его.